Маленький Тибет Петербурга и как русская царица богиней стала

Apr 13, 2016 21:16

Готика в архитектуре Петербурга - привычный стиль, который дополняет колорит города. В Петербурге присутствует гармоничное сочетание разных стилей. Есть даже свой "маленький Тибет" - буддистский храм Дацан. История буддизма в России началась с давних времен.



Тибет в Петербурге. Буддистский храм «Даца́н Гунзэчойнэ́й», в переводе с тибетского Гунзэчойнэй - источник святого учения Всесострадающего - Владыки-отшельника.

Российские императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Великая разделяли идеи гуманизма и веротерпимости эпохи просвещения и благосклонно отнеслись к буддистской религии. При Елизавете буддизм стал государственной религией, а Екатерина учредила должность верховного главы российских буддистов - Пандита Хамбо-ламы.

Благодарные российские буддисты почитали императриц Елизавету Петровну и Екатерину Великую воплощениями Белой Тары - доброго божества, олицетворяющее милосердие и созидание.

Отождествление с божеством было для правителя напутствием - творить благие дела. У Белой Тары семь глаз - третий на лбу, а другие на ладонях и ступнях. Семь глаз помогают божеству видеть обитателей всех миров, чтобы оказать помочь страждущим. Наблюдать за жизнью подданных и помогать нуждающимся - обязанность доброго монарха.

Наследники Екатерины Великой также почитались как земное воплощение Белой Тары. Как пишет историк В.В. Трепавлов - «это логично объединило фигуру российского монарха с давно утвердившимся клише Белый Царь».



Изображение Белой Тары с цветком лотоса

Подобное обожествление правителей не единственный случай в буддизме. Первым воплощением Белой Тары на земле была непальская принцесса, жившая в 8 веке, которая прославилась добрыми делами.



Дацан Петербурга



Вход охраняют львы







Во власти Белой Тары продлить жизнь человеку, но он должен потратить подаренные годы на благие дела и совершенствование.

Как пишет историк Е. Пчелов: «примечательно, что будучи православно верующими людьми, обе государыни - и Елизавета Петровна, и Екатерина Великая - не только были лишены малейших признаков религиозной нетерпимости, но напротив, всячески старались поддержать и укрепить традиционные для России религии. Обе они прекрасно понимали важность сохранения и развития духовных традиций народов Российской империи, в том числе бурятского, для сохранения мира и спокойствия... Отношение Екатерины II к буддизму основывалось и на ее приверженности идеям эпохи Просвещения, предполагавшим признание важности народов и культур, существовавших в "естественном" своем состоянии».



Молитвы-барабаны




Буддизм в России был признан одной из государственных религий в 18 веке при правлении Елизаветы Петровны - дочери Петра Великого. В 1722 году была проложена граница между Монголией и Российской империей. Народы, исповедовавшие буддизм, которые оказались на русской территории по царской милости получили право исповедовать свою религию, но Елизавета Петровна запретила им переходить границу и общаться с «заграничными людьми» под страхом смертной казни.

Спустя годы царица Екатерина Великая учредила пост главы российских буддистов - Пандита Хамбо-ламы, чтобы ограничить влияние иностранных буддистов на своих подданных. До указа царицы буддисты России подчинялись монгольским ламам.



Внутри храма







Первый российский Хамбо-лама Дамба-Даржай Заяев лично встречался с императрицей Екатериной Великой.
По свидетельству Очирова: «Великая российская императрица Екатерина II с целью решения вопросов упорядочения благосостояния жизни и вопросов вероисповедания поданных империи собрала на съезд по одному представителю от каждого народа. В 1767 г., огненный женский год свиньи, в последний осенний месяц, вместе с переводчиком Намжил-Доржи выехали через г. Иркутск и одиннадцатого числа первого месяца 1768 г., года земляной мыши, прибыли в российскую столицу - город Петербург. Иногда по нескольку раз встречались с императрицей для обсуждения вопросов благополучия религии подданных».




«На аудиенции у императрицы, Екатерины II Дамба-Даржай Заяев получил в дар золотой портрет Государыни и высочайшее соизволение свободного вероисповедания своей религии».

«563 посланника все вместе совещались более десяти месяцев. 17-го числа среднего зимнего месяца выехав из престольного града, миновав Тобольск, прибыли на свою землю, в монастырь Балдан Брайбунг, 20-го числа среднего весеннего месяца 1769 г., года земляной коровы».

В 19 веке буддизм вызвал интерес исследователей-востоковедов, которых манили далекие неизведанные земли.



Почти каждый день я проезжаю мимо



Львы в монетках и конфетах

В 1910 году началось строительство крупнейшего в Европе храма Дацан. Первое богослужение состоялось в 1913 году в честь празднования 300-летия дома Романовых. Окончательно строительные работы были завершены в 1915 году.




После революции судьба буддистов как и последователей других конфессий сложилась трагично. В 1937 году «борцы с мракобесием» устроили ночной разгром Дацана. Как враги народа были арестованы и казнены не только буддистские монахи, но и ученые-востоковеды, которые работали в библиотеке при храме. Библиотеку храма разграбили, редкие книги оказались утрачены.

Как отмечает историк Пчелов судьбы российский монархов и буддистских духовных лидеров переплелись - «Екатерина Великая встречалась с I Пандито Хамбо Ламой Заяевым, а её прапраправнук Николай II с XII Пандито Хамбо Ламой Итигэловым, который считается буддистами перевоплощением своего далёкого предшественника.
Начало истории буддизма в императорской России и её конец символически отмечены двумя этими встречами, разделёнными полутора вековым промежутком.




Нелишне будет напомнить, что почитание Хамбо Ламы Итигэлова в буддизме знаковым образом как бы перекликается с почитанием Николая II как Святого страстотерпца в Русской Православной Церкви. Обе эти фигуры как бы завершают целую эпоху в истории и духовной жизни страны.

И если Николай II мученически погиб в 1918 г., будучи символом русской монархии, то Итигэлов ушёл из мира живых в 1927 г. Возвращение обоих произошло почти одновременно. В 2000 г. состоялось официальное всероссийское церковное прославление Государя Николая II, а в 2002 г. Хамбо Лама Итигэлов предстал перед буддистами всего мира».




Оглавление блога

Мой паблик вконтакте

Мой facebook,
Мой instagram

Моя группа в Одноклассниках


И еще - Мои мистико-приключенческие детективы

Россия век XVIII, НачалоXXвека, Петербург, Подомам, Легендарные личности, Мифология, Городские легенды, Традиции, Галантный Век

Previous post Next post
Up