Мистические картины Ивана Крамского

Mar 07, 2016 21:19

Среди картин, с которыми связаны мистические легенды, хочется отметить полотна художника Ивана Крамского. Его работы были высоко оценены современниками и вызвали немало слухов о своем мистическом влиянии на зрителя.



Иван Крамской, "Русалки" (1871 год)

Картина "Русалки" была написана по мотивам повести Николая Гоголя "Майская ночь или утопленница". На картине изображены девушки-утопленницы, которые по славянскому поверью после гибели стали русалками.

Работая над полотном, художник поставил для себя задачу - передать неповторимую красоту лунного света. «Все стараюсь в настоящее время поймать луну... Трудная штука луна...» - писал Крамской.

Суеверные современники опасались, что гоголевский сюжет сведет художника с ума. На его картине в лунном свете оживает мир призраков. Гости иного мира - русалки предстают перед зрителем у пруда. Крамскому удалось создать фантастическую картину.

«Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло...» - отмечал художник.

«Крайнее правдоподобие фантастического сна» - восторженно писали критики.

Публика, уставшая от модного сатирического реализма, с интересом приняла работу Крамского.
«Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники... что появление произведения, подобного «Майской ночи» должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление»

Вскоре у загадочной лунной картины появились свои легенды. Говорили, что на выставке рядом с "Русалками" висела картина Саврасова "Грачи", которая ночью вдруг упала со стены.

По ночам в зале галереи Третьякова, который выкупил картину, слышалось печальное загробное пение, чувствовалась внезапная прохлада как от ночного пруда. Рассказывали, будто барышни, которые долго смотрели на картину, сходили с ума и бросались в реку.

Старая служанка посоветовала барину повесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее не падал свет. Старушка утверждала, что тогда русалки перестанут пугать живых. Удивительно, но как только картину убрали в темноту, загробное пение прекратилось.



"Незнакомка" или "Неизвестная", (1883 год)

Картина вызвала бурное обсуждение - кто эта таинственная особа, свысока смотрящая на публику? Аристократка или дама полусвета?

«Её наряд - шляпа „Франциск“, отделанная изящными легкими перьями, „шведские“ перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто „Скобелев“, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет - все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот - кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества»

Предполагают, что Крамского на написание картины вдохновила история крестьянки Матрены Савишны, в которую влюбился дворянин Бестужев. Молодой господин приехал в деревню в гости к тетушке и был очарован молодой служанкой Матреной, которую взяли из деревни. Бестужев решил жениться на Матрене несмотря на осуждение общества. Его родня в Петербурге обучила простую девицу этикету и танцам. Бывшая барыня однажды встретила Матрену в Петербурге, но служанка, ставшая благородной дамой, гордо проехала мимо своей госпожи.

Этот рассказ художник услышал от Матрены, когда гостил у Бестуживых. "Ах, какая встреча сейчас была у меня!" - хвасталась Матрена, рассказывая о том, как проехала мимо барыни.



Портрет Ивана Крамского работы Ильи Репина

Художник решил изобразить на картине эпизод , когда бывшая служанка встречает свою госпожу и дарит ей высокомерный взгляд.

Рассказывали, что любовь к "незнакомке" не принесла Бестужеву счастья, ему часто приходилось драться на дуэли с навязчивыми поклонниками своей супруги, и много несчастных покончили жизнь самоубийством из-за гордой красавицы. Она оказывала на мужчин удивительное магическое влияние.

Обеспокоенные родственники Бестужева добились, чтобы брак был аннулирован. "Незнакомка" вернулась в родную деревню, где вскоре скончалась.

Роковая слава нарисованной "незнакомки" создала репутацию проклятой картины.

Говорили, что покупателей картины преследовали несчастья - разорение, внезапная смерть близких, безумие. Несчастные владельцы утверждали, что картина высасывает из них все жизненные силы. Даже меценат Третьяков отказался покупать картину, опасаясь проклятья. В собрание Третьяковской галереи полотно поступило в 1925 году.

По одной из легенд Крамскому для "Незнакомки" позировала содержанка промышленника Саввы Морозова, которая погибла под колесами кареты, и теперь призрак ее бродит по улочкам Москвы.

Утверждали, что проклятье обрушилось на семью Крамского, его сыновья скончались в течение года после написания роковой картины. Если посмотреть на даты смерти детей Крамского, это легенду легко опровергнуть. Младший сын Марк умер в 1876 году задолго до написания "Незнакомки". Старшие сыновья: Николай (1863-1938) и Анатолий (1865-1941) пережили отца.



"Неутешное горе" (1884 год)

В память об умершем младшем сыне Крамской создал картину "Неутешное горе", на которой изображена скорбящая женщина в трауре у гроба.

"Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, - удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой - обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там - тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта)" - писал критик Владимир Порудоминский.



Эскиз картины

Крамской передал картину в дар галерее Третьякова. «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее» - писал художник. Благородный Третьяков принял картину и настойчиво вручил гонорар Крамскому.

«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее» - писал Третьяков.

«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Это не самообольщение, потому что я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что больше 2-х лет эта форма не возбуждала во мне критики…» - рассуждал художник.



Эскиз картины

«Это не картина, а реальная действительность» - восхищался Репин изображенной глубиной чувств.

Легенда о призрачной женщине в черном, потерявшей ребенка быстро распространилась в фольклоре.
Она упоминается в поэме "Москва-Петушки" и преследует перепуганного героя в вагоне поезда «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек».



"Лунная ночь" (1880 год)

Лунный свет привлекал художника, который стремился "поймать луну". Интересно, что для картины позировали две дамы. Первой моделью художника была Анна Попова (жена Менделеева), а потом для картины позировала Елена Матвеева (жена Третьякова).

Игра лунного света на картине просто очаровывает зрителя.

В заключение хочу добавить, Иван Крамской создавал портреты царской семьи.



Портрет императора Александра III



Портрет императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III



Портрет императрицы Марии Александровны, мать Александра III

Оглавление блога

Мой паблик вконтакте

Мой facebook,
Мой instagram

Моя группа в Одноклассниках


И еще - Мои мистико-приключенческие детективы

Проклятья, Мистические истории, Арт, Россия - Век XIX, Легендарные личности, Мистика

Previous post Next post
Up