Знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» или "Иван Грозный убивает своего сына" вызывает необъяснимое беспокойство и панический страх у многих зрителей.
Сам художник вспоминал о наваждениях, которые преследовали его: «работал как завороженный. Минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины. Прятал ее. Но что-то гнало меня к ней, и я опять работал. Порой пробирала дрожь, а потом чувство кошмара притуплялось…»
Репин закончил полотно к 300-летию смерти Ивана Грозного (в 1884 году). Картина выставлена весной 1885 года, вызвала одновременно шок и интерес общественности, поначалу была запрещена к показу. Однако спустя спустя три месяца запрет был снят, полотно снова выставили в Третьяковской галерее на радость публике.
Друзья опасались за психическое здоровье Репина, у которого после завершения картины отнялась рука. Друг художника - Всеволод Гаршин, который позировал для картины в роли убитого Ивана, сошел с ума. Гаршина начал преследовать «стеклянный шар». В момент приступа безумия, он бросился с лестницы.
Во время работы над полотном «Иван Грозный…» Репин писал и другие картины, навлекая злой рок на людей, заказавших ему свой портрет. Говорили, будто художник потревожил злобный призрак царя-душегубца. Несчастья настигли и друзей художника, позировавших ему для другого шедевра - «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Когда картина «Иван Грозный» была выставлена в 1885 году, некоторые впечатлительные зрители теряли сознание. «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу… В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном. И картина крови имела большой успех» - объяснял художник психологический успех своей работы.
Всеволод Гаршин, позировавший для картины "Иван Грозный..."
Версия об убийстве Иваном Грозным родного сына была предложена Карамзиным - историком времен Пушкина. Карамзин основывался на трудах князя Курбского, писавшего о «подвигах» царя немало страшилок, где смешались правда и сплетни.
Карамзин красочно описывал муки царя после смерти сына - «…тосковал ужасно; не знал мирного сна: ночью, как бы устрашаемый привидениями, вскакивал, падал с ложа, валялся среди комнаты, стенал, вопил; утихал только от изнурения сил; забывался в минутной дремоте на полу, где клали для него тюфяк в изголовье; ждал и боялся утреннего света, боясь видеть людей и явить им в лице своем муку сыноубийцы…»
По одной из легенд, царевич желал скорой смерти отца, пытался навести на него порчу, даже ставил свечи за упокой в храмах. Царь прознал о делах сына и в припадке гнева ударил его посохом… Другие летописцы, напротив, отмечают дружбу сына с отцом, что они даже «любовницами и любовниками обменивались…». Иван Грозный по «греховодным утехам» не отставал от европейских коллег-монархов.
По свидетельству других документов, сын Ивана Грозного скончался от продолжительной болезни. Современная экспертиза останков царевича установила смертельное количество ртутного яда. Ртутные вещества в те времена использовались для косметических и лекарственных средств.
Ивану Грозному накануне смерти являлся призрак сына - «…лежа на одре в беспамятстве, Иоанн громко звал к себе убитого сына, видел его в воображении, говорил с ним ласково...» - пишет историк Карамзин.
Один из рисунков к картине. По верованиям древних египтян душа умершего может возвращаться в наш мир через изображения. Говорили, что реалистичные работы художника для картины привлекли тень Ивана Грозного.
Картина «Иванг Грозный…» имела успех, но были попытки запретить полотно к показу. Шел 1885 год - прошло четыре года с момента трагической гибели императора Александра II от рук террористов в 1881 году. Власти опасались провокаций, этим и воспользовались недоброжелатели Репина, занимавшие должностные места в «цензурных комитетах».
Говорили, будто картину пытались запретить не по политическим, а суеверным соображениям. Вдруг тень Рюриковича новое зло над Романовыми сотворит.
Александр II был убит в 1881 году, в этот год Репин начал работу над зловещим полотном. Репин приступил к работе над картиной в феврале 1881 года, а в марте 1881 погиб Александр II.
Сам Репин вспоминал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подходить - не сдобровать!...»
Будто тень Ивана Грозного преследовала его: «Как-то в Москве в 1881 году я слышал новую вещь Римского-Корсакова - „Месть“. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване».
«…Естественно было искать выхода наболевшему в истории»
Изрезанная картина
В начале 20 века картина "Иван Грозный" подверглась акту вандализма. В 1913 году один из присутствующих исполосовал лицо нарисованного царя. Безумцем оказался сын крупного фабриканта Балашова, который ранее не был замечен в подобных приступах. Узнав об испорченной картине хранитель Третьяковской галереи в припадке истерии бросился под поезд. Гнев призрака Ивана Грозного настиг музейного хранителя и помутил его рассудок.
Жертвами проклятье Ивана Грозного стали заказчики портретов, которые Репин написал в роковой 1881 год.
Композитор Модест Мусоргский - умер во время работы Репина над портретом, 1881 год
Хирург Николай Пирогов - умер через месяц после завершения Репиным его портрета, 1881 год
Работая над «Иваном Грозным…» Репин также писал этюды для картины «Запорожцы пишут письмо Турецкому султану».
Прототипами веселых казаков стали друзья художника. Репин в своих работах изменил их внешность, создав колоритные персонажи. Друзья избежали скорой гибели, но на их семьи обрушились трагедии и неудачи.
Идея написать картину об ответе запорожцев бусурманину возникла у Репина после встречи с другом Дмитрием Яворницким, который похвастал копией письма 17 века. В письме без цензуры дословно приведен текст ответа казаков туркам.
В 17 веке казаки получили от турецкого султана письмо с требованием сдаться на его милость. В ответ запорожцы послали бусурманина по известному адресу.
Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Султан турецкий Мехмед IV.
Ти, султан, чорт турецький, i проклятого чорта син і брат, самого Люцеферя секретарь. Якiй ты в чорта лицар, коли голою сракою їжака не вбъешь?! Чорт ти , висрана твоя морда. Hе будешь ты, сукiн син, синiв христіянських пiд собой мати, твойого вiйска мы не боїмося, землею i водою будем биться з тобою,враже ти розпроклятий сину ! Распронойоб твою мать! Вавилоньский ты жихась, Макэдоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого і Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида онук, а нашего хуя крюк. Свиняча ти морда, кобыляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб,ну и мать твою йоб. От так тобi Запоріжцi видказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанських пасти. Теперь кончаємо, бо числа не знаємо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у книзі, а день такий у нас, який i у вас, за це поцилуй за цэ в сраку нас!.. Пiдписали: Кошевой атаман Иван Сирко Зо всiм кошем Запорожськiм
Думаю, все понятно, но на всякий случай современный перевод.
Ответ Запорожцев Магомету IV Запорожские казаки турецкому султану!
Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Какой ты к чёрту рыцарь, когда голой жопой ежа не убьёшь. Чёрт высирает, а твое войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, распроёб твою мать. Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук и нашего хуя крюк. Свиная ты морда, кобылиная срака, мясницкая собака, некрещённый лоб, мать твою ёб. Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в жопу нас! Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским
Вскоре друзей художника, которые позировали для картины, начали преследовать беды.
Михаил Драгомиров - генерал-губернатор Киева, позировал для картинного образа атамана казаков Ивана Сирко. Вскоре два младших сына Драгомирова покончили жизнь самоубийством, причина трагедии осталась семейной тайной. От пережитого ужаса дочь Драгомирова сошла с ума.
Михаил Драгомиров - атаман
Михаил Драгомиров в жизни, губернатор Киева
Дмитрий Яворницкий - историк, который познакомил художника с текстом письма запорожцев. В роковой 1881 год по лживому доносу был признан неблагонадежным и выслан в Ташкент.
Дмитрий Яворницкий - писарь. Для того, чтобы рассмешить друга, художник вручил ему журнал с карикатурами.
Дмитрий Яворницкий в жизни. Он и познакомил художника с письмом запорожцев.
Василий Тарновский - коллекционер украинских древностей, разорился и был вынужден продать любимое имение Качановку. Умер до завершения Репиным картины. Говорят, что призрак Тарновского до сих пор возвращается в любимое родное имение. Говорят, призрак Тарновского появляется в любимой Качановке.
Александр Рубец - музыковед. Тяжело заболел и ослеп.
Испугавшись "череды совпадений" Репин убрал с полотна портрет мальчика-казачка, которого писал со своего сына Юрия. Мальчик выжил, по примеру отца стал художником, но его всю жизнь преследовали жуткие видения. Юрий Репин был признан современниками, награжден королевскими наградами. Последние годы жизни он не смог бороться с безумием, умер в психиатрической клинике в 1954 году в возрасте 77 лет, выбросился из окна.
Юрий Репин в детстве. Сын Ильи Репина, портрет которого художник убрал с картины "Запорожцы"
Репин работал над картиной «Запорожцы» несколько лет. Полотно было выставлено в 1892 году. Картину купил сам Александр III за 32 тысячи рублей. Для сравнения, тысяча рублей - годовое жалование офицера. Картина с успехом выставлялась во Франции, Германии, Америке.
Другой вариант "Запорожцев" с вымышленными лицами. Говорили, что так художник хотел отвести неудачи от друзей, которые ему позировали.
Спустя годы «проклятье» снова проявилось. В 1910 году Репин закончил портрет Петра Столыпина. Через год Столыпин был убит.
По другой версии, картины Репина стали приносить несчастья после того как он написал портрет «Мужика с дурным глазом» в 1877 году. Друзья отговаривали художника от этой затеи.
Последние годы жизни Репин провел в своем имении «Пенаты» в Финляндии (сейчас это поселок Репино в Ленобласти). О правлении Николая II - наследника Александра III, художник отзывался грубо, предрекая, что вскоре «вся эта мерзость рухнет». Однако революция быстро разочаровала Репина, как и всех просвещенных людей эпохи. Репин остался в Финляндии, все предложения вернуться на родину он гневно отвергал, называя власть большевиков «быдлом». Он не желал иметь с такой властью ничего общего.
Репин в Финляндии
Художника также возмутила реформа русского языка, когда были упразднены несколько букв. Когда букву «ять» заменили на «е», фамилия «Репин» читалась с ошибкой - «Рёпин». Получая корреспонденцию, художник возвращал такие письма почтальонам со словами - «никакого Рёпина здесь не живёт!»