Царские собаки. Верные спутники

Dec 24, 2014 22:06

В продолжение темы о царских собаках, которая была в прошлом посте Царские собаки. Отдельно хочу вспомнить питомцев семьи Николая II, которые были вместе с хозяевами в момент казни.
Тема для собачницы fotomanya



Царевич Алексей и пес Джой, который был рядом с мальчиком до последней минуты...

Первого питомца будущего императора Николая II звали Ворон. Пес породы колли стал любимцем царской семьи. Когда цесаревич Николай уехал в путешествие, отец писал ему об избалованном псе: «Ворон все толстеет, и глупые люди его целый день кормят так, что это не собака, а бочка какая-то».

Будущий император очень привязался к питомцу и тяжело переживал его смерть: «Сделал большую прогулку в одиночестве, ужасно грустно ходить без бедного Ворона».

Спустя несколько месяцев Николаю подарили другого щенка породы колли:
«Элла подарила чудного collie, похожего на Ворона...».
«Утром погулял с новым моим псом, которого я думаю назвать - Иман».



В дневниках Николая Александровича есть записи о питомце:
«Иман меня очень забавляет на прогулках, замечательно подвижный, много скачет и гоняется за воронами».
«Мороз усилился до 16°. Тем не менее погулял с Иманом».
«…дурак Иман провалился сквозь прорубь, но сам сейчас же вылез и стал похож на большую сосульку, т. к. шерсть немедленно замерзла. Было 12° морозу с солнцем».

Когда Иман подрос, ему подобрали подружку: «Гуляли вдвоем с новой собакой - тоже «collie» - впоследствии супруга Имана».

Цесаревичу Алексею - сыну императора на 10-летие подарили щенка по кличке Джой.
По воспоминаниям Анны Вырубовой: «…У Алексея Николаевича был спаниель Джой и большой кот, подаренный генералом Воейковым. Кот этот спал на его кровати…».



Из дневника церевича Алексея: «Со вчерашнего дня болей нет. Остаюсь пока еще в постели. П.В.П., Ж.(Пьер Жильяр - учитель), Сиг постоянно у меня. До завтрака написал письмо Мама. День провел как вчера: играл в морскую игру и в карты, слушал французское и английское чтение. П.В.П. прочел мне о подвигах телефониста Алексея Макухи. Джой и Котька постоянно при мне. Приехал А.А.Мордвинов».

«Наконец-то мне разрешено встать. Поднялся рано и пил кофе (ячменный) за общим столом. Написал письмо Мама. Катался на моторе до вокзала и обратно, захватив с собой Джоя и в первый раз Котьку. Тает и гололедица такая, что все падают наземь…».



У цесаревны Анастасии был спаниель Джемми, а у ее сестры Татьяны - бульдог Ортино.

Из дневника Анастасии 1914 года (шла первая мировая война), царские дочери работали в госпитале медсестрами:
«Только что мы вернулись из нашего лазарета, были у умирающего солдата и других тоже…Были у офицеров, там где твои стрелки. Ортипо тоже там был, и все радовались ужасно…Только что Ортипо принесла к Татьяне, он тебя целует и очень возится, такая душка…»



Великие княжны Татьяна и Анастасия с Ортино

Из письма Татьяны:
«…Вчера к Мама пришли прощаться три раненых офицера, уезжающих уже назад по полкам. Так было грустно…Сейчас Алексей пришел вниз и будет молиться с Мама. Моя собачка Ортипо бегала по комнате и играла во время чая. Страшно забавна и мила…»

«…Я так рада за Тебя, что дядя Мими был с тобой это время. Вчера мне привезли Ортипо с детьми, чтобы их показать. Они очень маленькие и уродливые и неизвестно, на что и на кого они похожи. А Ортипо смирно лежала около них в корзинке и страшно, видно, боялась, чтобы мы не дразнили или мучили маленьких. Но их опять увезли и потом уже привезут только одну Ортипо…»

Когда семья Романовых была арестована и отправлена в Тобольск, царским детям разрешили взять с собой Джоя, Джемми и Ортино.



Великий князь Алексей с великой княжной Татьяной и Ортипо (под арестом в Царском селе, 1917 год)

Из письма Ольги учителю П.В.Петрову из Тобольска 1918 года: «…Джой, Ортипо и Джим процветают. Двух первых приходится гонять со двора, где они наслаждаются в помойной яме и едят всякую пакость…»

По свидетельству палачей, собаки были рядом с царской семьей в момент казни:
«Все арестованные были одеты, по обыкновению, чисто и нарядно. Царь на руках несет своего сына дегенерата царевича Алексея. Царевна дочь Анастасия несет на руках маленькую курносую собачку, эксимператрица под ручку со своей старшей дочерью - Ольгой…»

Что стало с Ортино и Джемми точно неизвестно.
По воспоминаниям очевидцев, собачку Джемми видели у шахты после казни императорской семьи:
«У Анастасии Николаевны была маленькая собачка какой-то японской породы. Это была очень маленькая собачка с длинной шерстью. Окрас ее был черно-рыжий... Ее отличительные приметы были вот какие: у нее были большие круглые глаза; зубы ее были обнажены и постоянно виднелись, язык у нее был длинный и висел изо рта, не помню, на какую сторону. Кличка ее была Джемми. Такие собачки очень маленькие, и их часто носят на руках. Принадлежала она Анастасии Николаевне, любили эту собачку они все, а в особенности Императрица. Я сегодня видел собачку у шахты. Я утверждаю, что эта собачка, которую я видел у шахты, и есть Джемми. Я обратил внимание и на ее шерсть, и на форму глазных впадин, и на зубы. Это безусловно она»...

Известно, что выжил Джой.
По записям одного из чекистов:
«Когда я вбежал на чердак - увидел, что в Горном институте, расположенном через улицу, загорелся свет. Хорошо были слышны выстрелы, и сильный вой царских собак. Я немедленно спустился в комнату казни и сказал, что стрельба в городе хорошо слышна, что очень силен вой царских собак, что против нас, в Горном институте, во всех окнах горит свет, но в это время, за исключением фрейельны и сына Николая, все уже были мертвы. Я рекомендовал умертвить их холодным оружием, а также умертвить царских собак, которые сильно выли. Одну из собак, Джоя, как не производившую вой, не тронули…».



Когда белая гвардия вошла в город, Джой был найден “бедное маленькое животное, полуголодное, бегавшее по двору Ипатьевского дома. Казалось, что собачка все время искала своего хозяина, и его отсутствие ее так печалило и удручало, что она едва прикасалась к еде, даже когда о ней ласково заботились”.
По легенде, Джой помог найти и опознать одного из палачей царской семьи. Отомстил за убийство хозяина.

Пса приютил полковник Павел Родзянко и отвез с собой в Омск.

По воспоминаниям бывшей фрейлины императрицы, которая жила в Омске:
"Я никогда не видела собаку в таком волнении, когда я позвала его, он мгновенно выскочил из вагона и бросился через платформу ко мне, подпрыгивая и делая вокруг меня широкие круги, и не прильнул ко мне передними лапами, но вышагивал на задних лапах, как цирковая собака. Генерал Дитерихс сказал мне, что он до этого никого так не приветствовал, а я приписала это тому, что моя одежда, которая была той же, что я носила в Тобольске, все еще имела знакомый запах, притом, что я его особенно не ласкала. Когда я ушла, Джой пролежал целый день у двери, через которую я ушла. Он отказался от еды и снова погрузился в свое обычное состояние отчаяния.

Что видел маленький Джой в ту ужасную ночь 16 июля? Он до последнего был с Императорской Семьей. Был ли он свидетелем трагедии? Очевидно, в его голове сохранялась память об огромном потрясении, и его сердце было разбито. Вызывало большое сочувствие наблюдать этого немого друга, который так живо сохранял память о Цесаревиче…"



Потом Джой отправился в Англию вместе с Родзянко. Пса приютила английская королевская семья.
«О маленьком Джое хорошо заботились. Полковник Родзянко взял его в Англию, и он провел свои последние годы в самых комфортных условиях, но прежнее его настроение так и не восстановилось».


Мой паблик вконтакте

Мой facebook,
Мой instagram

Моя группа в Одноклассниках


НачалоXXвека, Казненный дегенератами, Романовы, Легендарные личности

Previous post Next post
Up