Таллин. Древняя гавань

Jul 05, 2013 22:38

Древняя гавань города Ревеля (так до 1919 года назывался Таллин) хранит немало морских тайн.
На морскую тему меня вдохновила прогулка на паруснике, посещение Морского музей и ресторан Корсар.



Причалы современного Таллина (фото мои)
В этом посте у меня собрана история прошлого и настоящее старой гавани.



Гавань Ревеля в 1827 году, рис. И. Гау
Пираты Ревеля
Пираты расположились на островах близ Ревеля - Аэгна и Найссаар. Они ночью зажигали костры, создавая видимость маяка, заманивая проходящие мимо суда на прибрежные скалы, а потом грабили.
В 16 веке для борьбы с пиратами в Ревеле снарядили флот, моряки которого вскоре сами приступили к пиратской практике, грабя датские и шведские суда.
Чтобы торговля проходила только через Ревель, каперы также не подпускали английские и голландские суда к Нарве, которая была захвачена Иваном Грозным.
В 1561 году во время Ливонской войны городу пришлось обратиться за покровительством к королю Швеции, пиратские набеги на шведские суда были прекращены.



Дом одного из пиратов. Он вместе с подельщиками разжигал костры, заманивая суда в ловушку.
Когда ушел на покой, его состояния хватило на такой домик

В 1569 году датские корабли атаковали суда Ревеля прямо в бухте, 30 кораблей было сожжено. В ответ 11 июля 1569 года ревельские солдаты палили из пушек со стен крепости по датским кораблям, захватившим побережье.

Цитадель Петра Великого
По свидетельству подводного археолога Велло Мяса, воды таллиннской бухты скрывают крепость, которая была построена Петром I в 1715-1718 году для защиты от нападения шведских кораблей.
Крепость находится под водой на расстоянии 900 метров от берега.



Крепость Петра под водой. Фото Postimees







Вело Мяса так описывает свое открытие:
«Морская вода в Эстонии мутная, так что далеко не увидишь. Под водой начинающему дайверу без дополнительных приборов не понять, на какой глубине он находится. Поскольку видимость была плохая, то развалины цитадели появились совсем неожиданно, как какое-то сказочное привидение из другого мира.

Сначала мы увидели одиночные бревна, потом - высокую стену из бревен. Вообще-то стен было две, одна построена внутри другой, вместе они образовывали сруб или ряж, напоминающий каркас башни площадью примерно сто квадратных метров. Между внутренними стенами был плотно уложен известняк. Таких ряжей было три. По словам Мясса, когда то цитадель была морской крепостью, пушки которой защищали вход в таллиннский порт».



Гавань наших дней





Последний пункт отправления кораблей
Бухта Ревеля стала последним пунктом отправления кораблей, крушения которых были самыми трагичными в истории российского флота. Покинув Ревель, эти суда не вернулись.

Гибель парусника «Лефорт»

Линейный корабль «Лефорт», следовавший из Ревеля в Кронштадт, затонул 5 октября 1857 года. Причина гибели судна неизвестна.
Погибло более 800 человек, в том числе 66 женщин и 19 детей.



Гибель "Лефорта", рис. И. Айвазовский
Историк Владимир Шигин пишет: «В те времена перевозка на военных судах членов семей моряков была вполне обычным делом. В данном случае корабль уходил на зимовку в другой порт, и любящие жены отправились туда за своими мужьями. В числе пассажиров, отправлявшихся на "Лефорте" в Кронштадт, была жена командира с двумя племянницами-подростками (...) жена унтер-цейхвахтера Никитина, жена состоящего по адмиралтейству прапорщика Иванова, жена подполковника корпуса морской артиллерии Дмитриева с сыном. На "Лефорте" находилось немало и матросских жен, часть из которых были с детьми».

Корабль был найден 4 мая 2013 года экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» Константина Богданова между островами Гогланд и Большой Тютерс.



Останки корабля "Лефорт"







«В ходе обследования морского дна гидроакустической станцией вчера был обнаружен большой подводный объект, который был предварительно идентифицирован, как корабль, лежащий на морском дне. Это парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи "Лефорт", затонувший осенью 1857 года. До сегодняшнего дня его местонахождение оставалось неизвестным», - по заявлению главы пресс-службы западного военного округа Андрея Бобруна.

Гибель броненосца «Русалка»

7 сентября 1893 года в 8.40 броненосец «Русалка» вышел из порта Ревеля.
В 10 часов в Финском заливе начался шторм, в 11.40 по свидетельству экипажа судна «Туча» - броненосец скрылся из виду в тумане. Больше «Русалку» никто не видел.
На борту пропавшего судна находилось 177 человек. Событие вызывало волнения в царской России, был создан фонд помощи семьям погибших моряков. Трагедию вспоминали несколько лет.
Пропавшее судно найти не смогли.
Только в 2003 году археолог Велло Мясс обнаружил место гибели броненосца в 25 км южнее Хельсинки.



Броненосец "Русалка". Фотографии из фондов Эстонского Исторического музея.









7 сентября 1902 года благодаря пожертвованиям был поставлен памятник погибшим,
скульптор А.Г. Адамсон.

Газета «Ревельские известия» о трагедии:
«Гибель сердца жгучей болью отозвалась в сердцах русского народа; горькими слезами оплакивалась товарищами судьба погибших моряков; неутешным горем поразила она их родственников и друзей, - продолжало издание. - Горе было тяжелее от той необычной обстановки, той таинственностью, которою было покрыто исчезновение броненосца среди бела дня у берегов родины. Нет человеческих сил, способных передать те душевные муки, которые должны были испытать люди долга, расставаясь с жизнью в волнах родного моря, в нескольких милях от родины и друзей».

Газета «Новое время» о памятнике броненосцу:
«Над погибшими воинами ставят памятники, над могилами близких людей - кресты. К ним приходят помолиться, вспомнить покойных; нужно, значит, подумать и о памятниках геройским жертвам водяной стихии, нашим отважным морякам».

Парусник «Kajsamoor»
Поискать подробности этих историй меня вдохновили рассказы капитана парусника.
«Kajsamoor» (год постройки 1939 год) - шотландское судно, на котором во времена второй мировой войны перевозили оружие. Фашисты не принимали парусники всерьез и никогда не проверяли. Судно несколько раз меняло порт приписки в разных странах Европы, и теперь принадлежит Эстонии.



Красивый парусник.
На него бы успели в последний момент после экскурсии на телебашне





Наш капитан



Наши на борту. lenchen и samiznaetekto



Наши поднимают паруса samiznaetekto



и oksa_sun



oksa_sun за привычным делом



Капитан рассказывает



Сначала был чай с печеньками, а потом гостей угостили вкусной наваристой ухой







Вид на Старый город



Интерьер парусника











А наша Оксана oksa_sun смогла влезть на мачту







Ресторан «Корсар»
Любителям пиратской романтики обязательно нужно тут побывать.



Вход в ресторан находится в холле бара "Бирхаус"





Пиратский зал



Пиратская сервировка



Пиратский повар



Пиратские официанты





Пиратский туалет



Пиратские пепельницы



в пиратской курилке













На этом морскую тему Таллина не заканчиваю, мы еще побывали в Морском музее.

Обновление блога в моем паблике вконтакте

Мои посты о Таллине
Легенды старого Таллина. Городская площадь
Штурм Таллинской телебашни

И еще новый вкусный пост от Оксаны
http://oksa-sun.livejournal.com/197171.html

Спасибо нашим партнерам

HotelLook - сравнение цен и подбор отелей



Напрокат.ру - это возможность арендовать новые автомобили во многих городах России.

Физика вождения - курсы экстремального вождения для автомобилистов в Петербурге.

Эстония, Легендарные личности, Городские легенды, Морские легенды, Путешествие, Пираты, estoniablogtour, Прибалтика

Previous post Next post
Up