Египет и Ренессанс. Гермес Трисмегист

May 29, 2013 23:18

Гермес Трисмегист - таинственный автор мистических трактатов, которые получили популярность в Эпоху Ренессанса.



Рис. Владимир Гурлев
В греческой мифологии Гермес олицетворялся египетским Тотом, который дал людям письменность и науки. Такое упоминание встречается у Цицерона, Гермес «сообщил египтянам законы и письменность. Египтяне этого называют Тотом, и так же называется у них первый месяц в году по лунному календарю, соответствующий началу разлива Нила».



Так по представлениям египтян выглядел мудрец Тот с головой птицы ибиса



А так древние греки представляли Гермеса
По другой версии, Гермес Трисмегист - древнеегипетский жрец эпохи Моисея.

Согласно египетской легенде, существует утерянная «Книга Тота», в которой собраны все мистические тайны. Предположительно, тесты Гермеса Трисмегиста - отрывки из этой книги.



Гермес Трисмегист. Рис. Александр Золотков
Самые известные книги, авторство которых приписывается Гермесу Трисмегисту (фрагменты "Книги Тота").

Трактат «Асклепий» («Совершенное слово»), представляет собой диалог Гермеса Трисмегиста и с учеником Асклепием (древнегреческий бог медицины). До наших дней сохранился только латинский текст философа Лактация (3-4 век н.э.).

По утверждению Лактация, Гермес Трисмегист стал одним из первых предсказателей христианства.
«Господь и Создатель всего, которого мы по праву решили именовать Богом, поскольку он сделал второго Бога доступным зрению и чувствам... Итак, поскольку Он сотворил Его первым и единственным, то и явился Ему прекрасным и исполненным всякого блага; и Он благословил Его, и всецело возлюбил Его как Своего Сына».

Алхимический трактат «Изумрудная скрижаль», который согласно легенде был написан Гермесом Трисмегистом на изумрудной табличке египетского храма.



Предположительно, фрагмент "Изумрудной скрижали",
найденный близ города Игарка (Красноярский край)
Трактат «Поймандр», который с греческого перевел Марсилио Фичино, ученый-мистик эпохи ренессанса (я писала пост Талисманная магия Эпохи Возрождения ).

Примерно в 1460 году богатый флорентийский аристократ Козимо де Медичи выкупил греческие рукописи.
Среди рукописей оказались записи Гермеса Трисмегиста. Медичи приказал Фичино отложить переводы греческих философов и взяться за рукописи текстов Гермеса.
Фичино писал: «поручил мне сначала перевести Гермеса Триждывеличайшего, а потом уже Платона».
Фичино успел завершить перевод «Поймандра» до смерти Козимо (в 1464 году).



Гермес Трисмегист. Гравюра 16 века
В эпоху ренессанса философы обратили внимание на предсказания Гермеса Трисмегиста:

«В тот час, в тот час, устав от жизни, люди перестанут считать мир достойным предметом восхищения и преклонения. Вселенная эта, которая хороша и лучше всех явлений прошлого, настоящего и будущего, окажется под угрозой гибели; люди сочтут ее бременем; и с тех пор подвергнется презрению и небрежению весь мир - несравненное произведение Бога, великолепное строение, составленное из несчетного разнообразия форм всеблагое творение, орудие воли Божьей, который щедро изливает милость на свое создание, в котором всё собрано воедино в гармоническом разнообразии - все явления, достойные благоговения, хвалы и любви».



Исида с Гермесом Трисмегистом и Моисеем
Миниатюра эпохи ренессанса

Для мистиков ренессанса эти рукописи стали открытием таинственного Древнего Египта, который привлекал своими магическими загадками.



Символика Гермеса Трисмегиста в современном изображении.
Дракон Тифон - поверженное невежество. В одной руке Гермеса жезл, в другой - изумрудная скрижаль. Ибис - один из образов Тота. Собака - спутник Гермеса.

Историк Фрэнсис Йейтс писала о влиянии текстов Гермеса Трисмегиста на взгляды эпохи ренессанса:
«Тем не менее в ренессансном возрождении магии центральной фигурой был, скорее всего, именно Гермес Трисмегист. Египет традиционно ассоциировался с самой загадочной и мощной магией, а теперь вдруг стали доступны сочинения египетского жреца, которые доказывали его необычайное благочестие и подтверждали высокое мнение о нем и отца церкви Лактанция, и высочайших авторитетов, считавших его предшественником Платона. Почти несомненно, что именно открытие Герметического свода, доказавшего благочестие Гермеса и поставившего его в тесную связь с господствовавшим платонизмом, и реабилитировало трактат "Асклепий", осужденный Августином за дурную бесовскую магию. А исключительно высокое место, отведенное Гермесу Трисмегисту в эту эпоху, реабилитировало, в свою очередь, Египет и его мудрость в целом и тем самым - магию, с которой эта мудрость была связана».



Продолжение следует.
Так что тема мистики Древнего Египта в Эпоху Ренессанса в моей книге выбрана не случайно.

Обновление блога в моем паблике вконтакте

Альтернативные гипотезы, Эпоха Возрождения, Неопознанное, Мистика, Древний Египет

Previous post Next post
Up