Древняя защита от порчи

Feb 26, 2013 21:25

Как и многие народы, славяне верили, что можно напустить порчу на человека. По поверьям, порча напускается по ветру или по воде. Прочу можно навести прочитав заклинания на едой или питьем.



"Приход колдуна", Рис. Е. Честняков
В народе говорили:
«На вечерней заре выходит колдун на перекресток, делает из теплого навоза крест, обводит его чертой и посыпает каким-то порошком, что-то нашептывая. Оставшуюся часть порошка кидает по ветру, и если хотя одна крупинка этого порошка попадает на человека, то у него через три дня непременно появится кила (опухоль)».

«Колдун зайдет на ветер так, чтобы ты стоял под ветром, и пустит на тебя ее с этим ветром».

«Увидит колдун проходящего мужика, дунет на него - и готово».

«Заметит колдун, что ты хочешь, примером, купаться, и пустит это свое колдовство по воде».



Боялись, что колдун может навести порчу, если его не позвать на свадьбу.
«Я деда не помню, но весь околоток знал, что он был колдун…
Ехала дворянская свадьба; дедушку забыли позвать. Подъехала свадьба с поезжанами к околице, лошади на дыбы и не пошли - худая примета; другие, третьи сани, лошади нейдут в ворота околицы; тогда вспомнили о своей ошибке, что не пригласили Дмитрия Дементьевича. К нему - дедушка спит. Просиди, кланялись в ноги, но известно - колдуны скоро не прощали. Наконец дедушка простил, взял лопату и метлу, да неизбежные ковшик воды с углем, лег в воротах, заставил всех читать молитву, а сам стал сражаться с нечистым; разгреб снег, размел метлой, обошел поезд по солнцу, опрыскал водою и провел первые сани - поезд проехал. Как ни звали деда на свадьбу - не поехал.
- Как же, батюшка, наколдовал дедушка?
- Если, братец ты мой, пересыпать дорогу порошком толченой печени медведя, то лошадь через дорогу не пойдет».
(Стогов Э. И. Записки жандармского штаб-офицера эпохи Николая I)

В старину оберегами от порчи служили головки чеснока и лука, грозди рябины, веточки бузины - их развешивали в прихожей дома и клали в карман. Чеснок часто носили на шнурке на шее, рядом с нательным крестом.



Селяне верили, что если воткнуть в дверь дома рябиновые ветки, то порча за порог не попадет. Знахари советовали сделать из рябины посох и обойти вокруг поля, тогда порча посевов не грозила.

Сильным оберегом от порчи считали камень бирюзы ( читать подробнее). Талисман обладал особой силой, если был получен в подарок от близкого человека. Обычно кольца-обереги носили на мизинце.

Защитными свойствами также обладали серьги-кольца.
Из записок 19 века:
«Молодцы устремились в соперничество красным девам и женам, мужественно решились проколоть свои уши и щеголяют ныне в серьгах с румяными щеками…»
«Эти серьги в форме кольца были золотые, гладкие или с чеканкой и иногда довольно большие. Они служили не только украшением, но и, по суеверию, предохраняли от глазных болезней»

Но не всякой порче можно противостоять самому. Часто люди обращались с просьбой к знахарю изготовить талисман от порчи. Знахари делали талисманы в виде пояска с узелками. Считалось, что колдун не сможет навести порчу, пока не развяжет все узелки:
«Чтобы предупредить порчу свадьбы от недоброго кудесника, который-де не только сделает, что кони не пойдут со двора, но, пожалуй, оборотит и гостей и молодых в волков, все гости и поезжане опоясываются, сверх рубахи, вязаным, а не плетеным, пояском, в котором тьма узелков. Колдун ничего не может сделать, не развязав сперва всех узелков или не сняв с человека такой поясок» - В.И. Даль.

Знахари могли заговорить любые предметы на защиту от порчи, которые нужно было носить с собой.



Только знахарь знал, как произнести слова заговора правильно, чтобы они имели силу:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, аминь. Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду перекрестясь из избы во двери, из двора в ворота, в чистое поле, в восточную сторону, под красное солнце, под млад месяц, под частыя звезды, под утреннюю зарю; взойду я на святую Сионскую гору, на святой Сионской горе Латырь камень; на Латыре камне стоит соборная апостольская церковь, в церкве соборной злат престол, на золоте престоле Михаил архангел туги луки натягает, живущия стрелы направляет, вышибает, выбивает из раба Божия (имярек) все притчища и урочища, худобища и меречища, щепоты и ломоты, натужища из белого тела, из горячей крови, из осьми жил, из осьми суставов, из осьми недугов, родимыя, напущенныя от мужика, от волхуна, от кария, от чорныя, от черешныя, от бабы самокрутки, от девки простоволоски, от еретиков, от клеветников, от еретниц, от клеветниц, от чистых и от нечистых, от женатых и неженатых, от глухих, от слепых, от красных, от черных, от всякого роду Русских и не Русских, от семидесяти языков.

Святый Христов Михаиле вышибает, выбивает живучею стрелой из раба Божия (имярек), из мягких губ, из белых зуб, из белыя груди, из ретивого сердца, из черныя печени, из горячей крови грыжныя жолуничища и отравища разсыпныя, напускныя, родимыя, от пития, от ествы, от вихоря, от ветру, от своих дум нечистых. Как зоря Амтимария исходила и потухала, тако же в раба Божия (имярек) всякие недуги напущенные и родимые исходили бы и потухали; как из булату, из синева укладу огнь каменем выбивает, так же бы из раба Божия (имярек) все недуги и порчи вышибало и выбивало бы; как щука-белуга с моря пену хватает и пожирает, тако же бы с раба Божия (имярек) все недужища, щепотища и ломотища, родимые и напускные, пожирало и поедало; как Латырю каменю из синева моря не выплавывать, тако же в раба Божия (имярек) всякой скорби не бывать, в осьми суставах не бывати и не болети. Запру я этот заговор тридевяти-тремя замками, тридевяти-тремя ключами, во имя Отца и Сына и Святого Духа и ныне, и присно, и во веки веков, аминь».

#Славяне, Приметы и Суеверия, #Мистика, Неопознанное, Традиции

Previous post Next post
Up