Об истории Арабской весны и воины в Сирии

Oct 31, 2016 12:21

Статья The Intercept, США:
«Борьба за Сирию» - именно так Патрик Сил (Patrick Seale) назвал свою книгу 1965 года - устойчиво набирала обороты с тех пор, как Великобритания отвоевала ее территорию у Турции в 1918 году. В 1920 году британцы передали ее Франции, а в 1942 году снова забрали ее у режима Виши. После обретения Сирией формальной независимости в 1946 году, она превратилась в театр борьбы между США и Советским Союзом. Череда военных переворотов с 1949 по 1970 год завершилась путчем под предводительством Хафеза аль-Асада (Hafez al-Assad), в результате которого Сирия окончательно закрепилась в лагере Кремля.
...
Президент Барак Обама объявил о том, что США, как и Великобритания 40 лет назад, будет уменьшать свое присутствие в регионе. Иракская кампания Америки, как и фиаско британцев и французов в Суэцком кризисе 1956 года, привела к гигантским потерям ресурсов, сделав подобные кампании гораздо менее привлекательными. В 2009 году, выступая в Каире, Обама признал, что «Америка не претендует на знание того, что лучше для всех остальных». Хотя это должно было открыть в арабских странах новые возможности для участия в управлении, это лишь создало образ вакуума, который необходимо заполнить.

Первым стал Тунис, где в результате народных выступлений был свергнут поддерживаемый Западом арабский глава государства, который по уровню коррумпированности и жестокости не уступал своим коллегам в арабском мире. Успех Туниса вселил надежды на то, что революция была эффективным средством, и заставил в частности Францию сделать все возможное, чтобы не ассоциироваться с несостоятельными и потому уступчивыми тиранами. Этот вирус распространился и в другие арабские страны, однако в каждом новой зараженном государстве он проявлялся по-разному. В Бахрейне саудовцы и местная королевская семья подавили восстание. В Египте диктатор покинул свой пост, и народ выбрал, а затем отверг религиозного фанатика, после чего еще один военный диктатор восстановил прежний порядок в более жесткой форме. В Ливии восстание привело к кровопролитию и вмешательству НАТО, в результате чего на место диктатуры пришел хаос.

Несмотря на провал революций везде, кроме Туниса, внешние державы с готовностью ухватились за недовольство в Сирии, чтобы свергнуть режим, чьим главным грехом была его тесная связь с шиитским Ираном, Хезболла и Россией. Хотя сирийские демонстранты хотели добиться упразднения системы безопасности, лишившей их базовых прав, внешние державы, которые их поддержали, в частности Саудовская Аравия и Катар, вряд ли можно было назвать образцами свободы и избранного правительства. Сначала сирийские активисты требовали провести реформы внутри системы, а затем смены правительства, не уничтожая при этом самого государства, как США сделали в Ираке. Однако шейхи Эр-Рияда и Дохи хотели заменить Башара аль-Асада кем-то из суннитов, кто создал бы в стране диктатуру, более близкую их собственным ваххабитским верованиям и враждебную по отношению к Ирану.

К середине 2012 года, как пишет Филлипс, оппозиция уже была раздроблена на 3 250 различных группировок. Все попытки объединить ее провалились, во многом потому что их командиров гораздо больше интересовала возможность безнаказанно грабить, чем национальная победа, а внешние державы отказывались координировать свою политику.

Когда Асада загоняют в угол, Россия и Иран неизменно приходят к нему на помощь. Когда повстанцы начинают отступать, Саудовская Аравия, Катар и Турция отправляют им новых боевиков и оружие. Если 20 января Хиллари Клинтон станет главнокомандующим войсками США, ее обещание создать патрулируемую американцами бесполетную зону над Сирией приведет к непосредственному столкновению между российскими и американскими военными самолетами и еще глубже втянет США в войну, которой Обама совершенно правильно, с точки зрения Филлипса, старался избежать. Ей необходимо сначала прочитать эту книгу.

Политика, жизнь, Мир, Война, Дурдом

Previous post Next post
Up