Все было прекрасным: летний солнечный теплый день, прохлада пруда в Захарово. Компания единомышленников: Оля Ильина, Даша Кваснюк и Лейсан Идеотулова.
Накануне я много времени провела на выставке Л.Бакста в Пушкинском музее и была переполнена впечатлениями.
Но результат меня совсем не порадовал. Почему? Что пошло не так?
После посещения выставки долгое время не отпускала картина "Сиамский священный танец". Решила, что именно это настроение хочется воплотить в фотосессии. Но, попалась на "первое впечатление". Не было глубокого восприятия и изучения.
Картину "Сиамский священный танец" Леон Бакст написал в 1901 году. Скорее всего под впечатлением от выступления придворной труппы Сиамского балета 28 и 29 октября 1900 года в Петербурге на сцене Императорских Мариинского и Александринского театров. В Кунсткамере в Санкт-Петербурге хранятся восемь масок балета "кхон", изображающие персонажей сиамского эпоса "Рамакион" (тайская версия индийской "Рамаяны")
Маска царя обезьян Сугривы тайского балета «кхон». Таиланд. Тайцы
Все роли в спектакле исполняются женщинами. Роли демонов, шутов и зверей исполняют два мужчины, меняя маски. Женские роли исполняются без масок. В Кунсткамеру маски попали после гастролей придворной труппы Сиамского балета в 1900 году.
Об истории отношений России и Сиама подробнее можно почитать у Мельниченко Б.Н. "Россия и Сиам: проблемы истории на материале Тайской истории. Часть 2." -
http://window.edu.ru/resource/491/38491/files/spr0000026.pdf Будущий император Николай II был в гостях у сиамского короля в 1891г. (Ухтомский Эспер Эсперович. "Путешествие на Восток Его императорского величества государя наследника цесаревича, 1890-1891") Об этом путешествии подробнее
http://kfss.ru/content/vostochnoe-puteshestvie-cesarevicha-nikolaya-aleksandrovicha-ch1-1 С 1896/97 годов устанавливаются дипломатические отношения между Россией и Синаем (король Синая приезжает с визитом в Россию, в Санкт-Петербурге с 1898 года учится один из сыновей короля принц Чакрабон. Впоследствии принц женится на русской девушке Екатерине Десницкой. Об этой романтической истории Константин Паустовский написал роман "Далекие годы" (1946). Внучка Екатерины Десницкой и принца Чакрабона описала эти события в романе "Катя и принц Сиама". На музыку Павла Овсянникова в 2011 году в Екатеринбургском театре оперы и балета поставлен балет "Катя и принц Сиама".
На представлениях сиамской придворной труппы в 1900 году побывали многие известнейшие люди и оставили свои воспоминания, рецензии (статьи балетного критика Светлова Валериана Яковлевича, статьи Розанова Василия Васильевича "Балет рук", "Занимательный вечер")
http://goodlib.net/book_193_chapter_5_Vladychestvovat.html Сиамская музыка:
https://www.youtube.com/watch?v=3eTx6YcGHyA "Танцы менялись не по движениям, но по предметам в руках: с металлическими пластинками в руках, которые мне показались копьями или дротиками, с фонарями и с веерами. Особенно был фантастичен танец с фонарями. Так как огня днем не видно, то, очевидно, в их земле это - ночной танец. Собственно, в руках - не фонарь, а какая-то круглая и прозрачная чашечка, в которой горит восковая свеча. Сперва слабый, а потом сильнее и сильнее распространился пряный запах, приятный. В состав свечи, очевидно, входит что-то подобное нашему ладану, какие-то сильно пахучие смолы. И все - в движении; также изгибаются руки. Это ползут гигантские змеи, во лбу которых не глаза, а красные горящие шары. Совсем темно - и человеческие фигуры, как тусклые тени, в стороне и около этих шаров. Только недостает былых слонов, которые, догадавшись о близкой им человеческой мысли, тоже в такт начали бы раскачивать белыми своими туловищами и хоботами. Тогда жили бы три царства природы; на Востоке, верно, они и живут все три вместе".
Л.Бакст. Сиамский священный танец.
- Мое тело подтянулось, плечи расправлены, а ноги согнулись в коленях;
- дыхание размеренное, не очень глубокое;
- движение также размеренное, колышущееся. Неторопливость, невозмутимость, застывшее лицо, но при этом гибкие руки. Но постепенно, почти неуловимо, нарастает темп (на картине мерцание фонарей, красный цвет нарядов крайних девушек). Тебя затягивает внутрь танцующего круга, сливаешься со всеми этими людьми и огромными каменными фигурами.
Леон Бакст еще обращался к теме Сиама. В 1910 году в Мариинском театре Михаил Фокин для Вацлава Нижинского поставил "Восточный танец" (во многих публикациях "Сиамский танец") на музыку норвежского композитора Кристиана Синдинга в составе дивертисмента "Ориенталии". Эскиз костюма для В.Нижинского придумал Л.Бакст. Летом 1910 года этот танец увидела публика в "Гранд Опера" в Париже среди других танцев в антрепризе С.Дягилева.
Ну что ж, отритцательный результат - тоже результат. Всю эту работу по изучению темы и восприятию картины необходимо было проделать до начала фотосессии. Но побывав на выставке работ Леона Бакста второй раз, бежала к картине, фото и эскизам, как к старым, добрым знакомым.