Кто Мы?!

Dec 14, 2024 10:56



В фильме «Бегущий по лезвию» (и в первом, и во втором) стирается граница между репликантом и человеком. Это расценивается, как якобы художественный приём, цель которого поставить перед нами вопрос: что значит, быть человеком? Однако, у этого стирания границ есть и другой смысл. В самом деле, если мы стираем границу между двумя предметами, то это затрагивает оба предмета. Если репликант не отличим от человека, то и человек ничем не отличается от репликанта. А значит, характерные особенности репликанта являются особенностями человека.

Какие же особенности репликанта подчеркиваются в фильме?

1. У них нет души.

2. Репликанты являются рабами.

3. Их личность определяется воспоминаниями, которые неподлинны (т.е. можно изменить воспоминания, и тем самым изменить личность).

4. Они ничем от людей неотличимы. Неспособность к самовоспроизводству показана, как потенциально преодолимая.

То есть, фильм фактически утверждает, что люди (т.е. мы с вами) суть репликанты - то есть, бездушные рабы. Но чтобы мы не приуныли, нам прямо и косвенно сообщают, что репликант на самом деле более человечен, чем человек. Фильм не столько ставит вопрос, что значит быть человеком, сколько задаёт определение человека и возможно, показывает, как создавали нашу цивилизацию, путём генетических экспериментов мы получили возможность к самовоспроизведению, что и ныне мы считаем себя не генным экспериментом из пробирки создателя, а живорожденными и нам абсурдно даже помыслить, что нас заселили и создали всего, лишь 300 - 200 лет назад с загруженными воспоминаниями.

Почти документальный фильм закладывает в нас идею того, что чтобы быть человеком - вовсе необязательно иметь душу и прошлое. Можно быть бездушным органическим рабом, но при этом более человечным, чем человек. Первая часть - "Бегущий по лезвию" 1982 г Ридли Скотта, опередил время и создал первый и уникальный на тот момент образец "нуара будущего". Фильму 40 лет. Теперь он смотрится, как пророчество; создатели фактически "предсказали" многие из "проблем" современного человечества: перенаселения, генной инженерии, клонирования, глобализации.

Пирамиды всесильной корпорации «Тайрелл» - отсылка к пирамидам майя, символ человеческих жертвоприношений, знак рабовладельческого общества, в котором в угоду "хозяевам жизни" приносятся в жертву человеческие судьбы. Ещё сомневаетесь?

Человек, репликант

Previous post Next post
Up