В ограниченный прокат вышел фильм-победитель второй по престижности (после основной) программы Каннского кинофестиваля 2014 "Особый взгляд" - с непримечательным оригинальным названием "Turist", которое прокатчики в РФ опять-таки не стали переводить впрямую, озаглавив ленту "Форс-мажор", что, впрочем, на удивление очень даже подходит этой картине.
Швед Рубен Эстлунд снял очень остроумное, тонкое кино о трудностях брака, человеческом малодушии и смелости себе в нем признаться. По сюжету молодые родители, сперва кажущиеся идиллической счастливой европейской парой - обеспеченной, с двумя детьми, решают провести отпуск на элитном альпийском горнолыжном курорте. Но внезапная лавина, сошедшая в непосредственной близости от них во время обеда в горном ресторане, резко переворачивает привычный уклад их совместного сосуществования.
Лавина, а, точнее, ее последствия для супругов и явились тем самым форс-мажором, спровоцировавшем неведомый ранее нормальной буржуазной европейской семье страх, перед лицом которого с героев слетели все маски.
Режиссер на удивление свежо и оригинально преподносит многократно отыгранную в литературе и кинематографе тематику замыленного в браке взгляда партнеров друг на друга и тяжелейшего разочарования от внезапного знакомства с тщательно скрываемыми друг от друга изъянами. При отсутствии в ленте явных отсылок к каким-либо произведениям, здесь нельзя не вспомнить и роман, а позже и снятый по нему фильм, пожалуй, самого известного провокатора 2000-х от литературы Фредерика Бегбедера с его "Любовь живет три года" (а именно столько состоят в браке герои "Форс-мажора" до событий на курорте в Альпах), и припоминается лейтмотив творчества скандинавского классика Ларса Фон Триера с его почтительным восхищением смелостью женщины при парадоксальной трусости мужчин, ну и "Резню" Романа Полански, где так же, как и в этой картине, в центре повествования 2 семейных пары, большую часть фильма обсуждающие семейные неурядицы, разве что у поляка они являются сторонами противоборствующими, а у шведа они скорее взаимодополняющие элементы.
Несмотря на это, по-северному неспешная картина очень самобытна и при всём отсутствии значимого действия закономерно наполнена бергмановским психологизмом и интеллигентной иронией, чего стоит только обыгрывание женского стереотипного деления мужчин на типажи: "ты по темпераменту похож на одного моего знакомого, значит, в трудной ситуации ты поступишь точно так же..." - заявляет подруга главной героини своему кавалеру, пытаясь оценить его стойкость после душещипательного рассказа их друзей о сходе лавины.
Но не стоит думать, что эта уморительная и одновременно грустная лента - лишь обыкновенная классическая трагикомедия. По поэтичности кадров, характеризующих состояние героев (живописная, будто Пушкинская метель во время душевных смятений главной героини, громыхающая гроза во время семейных разборок), по умной сатире на смехотворность комплексов в сознании обоих полов, да и в целом по намекам на абсурдность событий, порой с нами происходящих (чего стоит только использование произведения "Лето" Вивальди как единственной музыкальной темы, вместо более логичной "Зимы" из его цикла "Времени года"!) можно смело делать вывод о том, что это не просто социально-бытовая мелодрама с хорошими шутками. Это все-таки призыв. Призыв, несмотря ни на что, беречь своих близких, свою семью, уметь любить, а любя - раскаиваться и прощать. В противном случае, тебя и вправду просто собьет с ног лавиной житейских проблем.