Оригинал взят у
vasily_sergeev в
postМонастырские тюрьмы в борьбе с сектантством (к вопросу о веротерпимости).
Автор: Пругавин А.С.
Название: Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. (К вопросу о веротерпимости).
Издательство: Издание "Посредника" для интеллигентных читателей, Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и К° (Москва)
Год: 1905
Количество страниц: 132
Язык: русский дореформенный
Формат: PDF
Размер: 2,33 MB
Скачивать
здесьСтатьи А.С. Пругавина, вошедшие в настоящую брошюру, освещают вопрос о монастырских тюрьмах и судьбе некоторых монастырских узников. Монастырские тюрьмы - это, по словам автора, «печальные и мрачные аномалии, уцелевшие от далеких, давно прошедших веков религиозных гонений и нетерпимости». Такие тюрьмы с давних пор существовали при некоторых российских монастырях.
Особенно широкой известностью пользовалась тюрьма Соловецкого монастыря, куда ссылались не только религиозные, но и государственные преступники, которые по терминологии той эпохи назывались «ворами и бунтовщиками». Ссылка в Соловецкий монастырь широко практиковалась уже при Иване Грозном, а в течение XVII, XVIII и первой половины XIX столетия Соловецкая тюрьма нередко была переполнена заключенными. Во второй половине XVIII столетия возникает новая тюрьма - в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале. К удивлению автора, в России такой вид наказания, как монастырское заточение, был популярен и во второй половине XIX в. В тюрьмы попадали в том числе за взгляды, несогласные с теми, которые господствовали в духовенстве (как пример Пругавин приводит священника, который осуждал излишнее подчинение Церкви светской власти, отвергал авторитет Синода, признавал необходимость созыва вселенского собора). Среди заключенных были как мужчины, так и женщины; довольно много было сектантов.
В книге кратко освещается история монастырских тюрем, говорится об условиях содержания там узников, рассказывается о некоторых арестантах, приводятся цифры о количестве узников и их составе из архивных документов. Интерес представляют выдержки из инструкций разного времени по обращению с арестантами. Особенно подробно рассказывается о Соловецкой тюрьме и ее узниках (Соловецкая тюрьма незадолго до выхода книги была закрыта). Последняя глава посвящена монастырским заточениям второй половины XIX столетия.Об авторе:
Пругавин Александр Степанович (1850 - 1920), русский исследователь старообрядчества и сектантства, публицист, революционер-народник.
С 1877 изучал старообрядчество. Две попытки Пругавина собрать свои статьи по расколу в отдельное издание окончились неудачей. Книги: "Раскол внизу и раскол вверху. Очерки современного сектантства" (Санкт-Петербург, 1882) уничтожена по постановлению комитета министров; "Отщепенцы. Староверы и нововеры. Очерки из области религиозно-бытовых движений русского народа" (Санкт-Петербург, 1884) уничтожена по требованию духовной цензуры. В своих трудах о расколе Пругавин ратовал за безусловную веротерпимость и полную равноправность раскольников.
Не имея возможности продолжать далее исследований сектантства, Пругавин обратился в 1888 году к изучению грамотности в нашем простом народе и по этому вопросу отдельно издал ряд книг.
Пругавин А.С. - О необходимости и способах всестороннего изучения русского сектантства, 1880Пругавин А.С. - Раскол внизу и раскол вверху. Очерки современного сектантства, 1882Пругавин А.С. - Московский иллюстрированный календарь-альманах на 1887 г. Пругавина А.С., 1887Пругавин А.С. - Программа для собирания сведений о том, что читает народ и как он относится к школе и книге, 1891Пругавин А.С. - Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания, 1895Пругавин А.С. - Законы и справочные сведения по начальному народному образованию, 1898Пругавин А.С. - Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде, 1909