Такие явления, как меметические войны и socket puppet revolution стали особенно актуальны в свете событий, произошедших в арабском мире и получивших общее название - «арабская весна». В этой связи интересно рассмотреть прикладной аспект этих технологий, основы которых были разработаны ещё в 60-70-х годах прошлого столетия. Они, в то же время, буквально связаны с понятием сетевых войн - технологии, которая много лет разрабатывалась и была засекреченной, при этом успешно применялась в том числе в Восточной Европе и на постсоветском пространстве, ещё в 2002 году была описана и издана в открытом виде Эдвардом Аланом Смитом в виде книги «Effects-based operations». То есть была раскрыта, вышла в тираж как "устаревшая", была представлена научному и экспертному сообществу как некий прошедший этап. Вместе с тем, в России военные только начинают изучать эту тему, в то время как «Евразийское движение» начало поднимать её - активно говорить и писать - ещё в 2005 году.
«Вы знаете, нам только что поручили выяснить, что такое сетевые войны. А вы говорите, что они уже устарели. Как же нам быть?», - с таким вопросом недавно обратился к автору этой статьи эксперт секретного военного закрытого аналитического центра. Отставание идёт даже не на годы, а уже на десятилетия... Тем не менее, эти технологии, не без наших усилий, вошли в экспертный обиход, их стали упоминать, о них стали говорить. Понятно, что сетевые войны для западных военных стратегов - уже несколько устаревшая технология, хотя у нас она только открывается.
Сейчас речь идёт о прикладном аспекте: мы видим, что на наших глазах реализуются стратегии по применению socket puppet технологий и меметических войн, о которых у нас вообще мало кто слышал.
Все знают о существовании такого явления, как Навальный. Эта проблема в Кремле обсуждается на уровне первых лиц. Не потому, что Навальный, назвавший, кстати, вышеупомянутый ролик «чистосердечным признанием Единой России», - это какая-то страшно влиятельная политическая фигура. Сам по себе Навальный в обычной жизни - довольно симпатичный человек, я его знаю лично. Угрозу представляет «Навальный» как проект - то, что он делает, и то, на что его деятельность направлена. И это даже не проект самого Навального, это проект американский, системный, с помощью которого Госдепартамент США пытается, и небезуспешно, сместить нынешнюю российскую власть, действующий режим, со всеми вытекающими последствиями. Вплоть до распада государства. Этот проект включён в государственную американскую программу работы в России. Это всё не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Это - серьёзная вещь.
Следует также чуть подробнее остановиться на том, что такое меметическое оружие.
Например, многие слышали о таком понятии, как twitter-революции, с помощью которых осуществляется смена политического режима в тех или иных государствах. Но тут надо понимать, что twitter -революции - это тоже уже несколько пройденная технологическая модель, которая уже была успешно реализована во многих государствах постсоветского пространства. В частности, в Молдавии twitter-революция была реализована в чистом виде, о чём и было открыто заявлено. Эта технология также давно раскрыта, описана в открытых изданиях и считается, по этой причине, самими американцами уже отработанной, рассекреченной и тоже слегка устаревшей. Устаревшей там, где уровень технологического развития ушёл несколько вперёд.
Для того, чтобы реализовать twitter-революцию, нужно иметь соответствующую среду, т. е. должно быть достаточное количество активных пользователей twitterа - социальной сети Twitter, и носителей. В том числе - iPhonов и iPadов - для большей мобильности, которая является, в данном случае, основным преимуществом пользователя twitter.
Наличие большого количества пользователей всех этих гаджетов, имеющих аккаунты в сети Twitter, создаёт соответствующую среду, в которой и можно осуществить twitter-революцию. Если таких носителей недостаточно, то согласно американскому плану в пропаганду внедрения и популяризации системы Twitter, iPadов и iPhonов включаются медийные люди - ньюсмейкеры, вплоть до первых лиц государства. Всё это делается для того, чтобы расширить сетевую базу пользователей Twitterа и iPhonов. Это пропагандируется на федеральных каналах, небезызвестные нам люди напрямую призывают массы русских людей пользоваться Twitterом и iPhonом, демонстрируя это на своём примере.
«Червивые» бунты
Политики и деятели культуры заводят аккаунты, СМИ ссылаются на записи в Twitter. Всё это необходимо для наращивания социальной базы, которая создаёт среду для реализации данной модели. То есть, несмотря на то, что где-то эта технология уже считается отработанной, в менее развитых, с точки зрения социальных сетей обществах, всё только начинается. А, значит, может быть реализовано. К такому обществу технологи этих процессов относятся, как к недоразвитому. Как к туземцам, впервые увидевшим изобретение представителя более высокоразвитой цивилизации…
Но twitter-революции сегодня возможны не везде. Существует, например, арабский мир. Здесь власти с этим борются, подавляют стремление населения, пользователей социальных сетей массово воспользоваться ими. В арабских странах к этому относятся несколько негативно, и, как мы могли наблюдать в течение 2011 года - не без основания.
Соответственно, там это срабатывает уже не всегда в полной мере. Есть другие, не достаточно демократические, по американским представлениям общества, где власти с этим борются. Есть просто хорошо осведомлённые люди, понимающие смысл инструментальности данного явления и не покупающиеся на «стеклянные бусы» западных цивилизаторов.
В таких случаях на первое место выходит новое явление - меметические войны, меметическое оружие в целом. Эта технология реализуется сейчас, на наших глазах, в том числе и американскими властями по отношению к своему собственному населению. Но создана она была довольно давно психиатром Ричардом Доккинзом, придумавшем мемы. Он разработал целую науку о мемах - memes. У нас это произносится как мемы, хотя правильно читать мимс, мимы. Целые школы по разработке мемов в большом количестве открывались в 60-70 годах в США.
Мемы представляют собой частный случай того, что часто называется, в том числе, и самими создателями - информационными червями. Основа этой технологии лежит в области имитации. Преимущественно в имитации культурных идей, или неких культурных формул, в представлении одного другим, или в создании сходства, того, что мы очень часто, в том числе в политике и культуре, определяем понятием «симулякр». То есть это не что-то подлинное, а что-то симуляционное, некая изначальная пародия, то, что выдаётся за культурный элемент.
Основной мотивацией ко включению в воспроизводство этих мемов больших масс людей является стремление к сопричастности. То есть человеку, представителю больших масс, большинства, хочется быть сопричастным. Причём сопричастным к чему-то новому, модному, к тому, что «сейчас все обсуждают», постят, перепощивают. Желательно к тому, что разрушает устои, ломает сложившиеся стереотипы, изменяет социальное поведение. И вот именно это ощущение сопричастности толкает человека к тому, чтобы включиться в процесс распространения, ретрансляции мемов, созданных кем-то, с какой-то целью или без определённой цели - по крайней мере, это так декларируется, - наличие же цели, напротив, скрывается.
Таким образом, мем - это своего рода психический вирус. Причём распространяется он через всё, что угодно: не только через Интернет, как принято считать. Конечно, Интернет облегчается задачу распространения мемов, но сами мемы появились задолго до массового распространения Интернета. Как раньше, так и сейчас мемы распространяются через научные знания, через литературные тексты, через анекдоты, кинофильмы, через рекламные слоганы, через мелодии, через модные выражения. И даже через религиозные представления. То есть через всё то, что можно вместить в понятие культура или современное искусство, которое работает в этой области.
Создание мемов - это изначально - создание культурных гаджетов, культурных симулякров - для их дальнейшего распространения. В чём основное назначение мема? Оно заключается как раз в распространении. Именно благодаря распространению мем и способен выживать и закрепляться в массовом сознании. Распространение - есть его основное предназначение. Но он же формирует настроение, или как это ещё определяется - настроения в средах.
Многие знают примеры безобидных мемов, таких как, допустим, «Превед, Медвед!» - мем, который появился незадолго до появления самого «Медведа». Или какие-то высказывания о Ктулху, «олбанский язык», «падоночный язык», который разошёлся благодаря стараниям держателей сайта udaff.com. В принципе, изначально это кажется чем-то более или менее безобидным, скорее баловством. Но есть и более серьёзные вещи - мемы, распространение которых влечёт за собой какие-либо серьёзные последствия, как, например, «атипичная пневмония» или «птичий грипп». Эти мемы разрушили многие экономические и хозяйственные субъекты, а некоторые государства оказались на грани финансового кризиса, финансовых проблем.
Существует такое явление, как комплексный вброс мемов: для того, чтобы вбросить основной мем - главный, который будет нести в себе практический прикладной эффект - сначала создаётся некая среда, на основе которой происходит подготовка к его появлению, к его приходу. Чтобы подготовить аудиторию к появлению мема, появляются предварительные анонимные вбросы, которые формируют предварительные настроения для восприятия основного.
Важно отметить, что в ситуации отсутствия доминирующей идеологии и вообще какой-либо идеологии, идеологией становится то, что является предметом массовой серийной сетевой ретрансляции. Симуляционный политический дискурс и всё, что в нём закодировано, меметический месидж, который он в себе содержит, собственно и становится идеологией на текущий момент. То есть, иными словами, в ситуации отсутствия идеологии, или умышленного устранения идеологии, можно сформировать симулякр идеологии - как бы идеологические воззрения масс.
Что, например, транслирует тот же Навальный своей Интернет-аудитории? Он транслирует такую незатейливую формулу: «Единая Россия - партия жуликов и воров». Такое довольно безобидное заявление - «подумаешь, партия жуликов и воров» - несколько наивное и даже, какое-то детское обзывательство, ну что здесь такого? А когда это ретранслируется тысячей пользователей, то человек, совершенно не имеющий отношения к политическому контексту, заходя в Интернет, всё время натыкается на эту формулу, на демотиваторы, комиксы, карикатуры с её использованием, начинает приобретать убежденность, что все так считают. Происходит привыкание к тому, что это очевидная вещь, что это общее место, и что «Единая Россия» - партия жуликов и воров - это аксиома, этакий незыблемый постулат, коллективная, конвенциональная мудрость, от которой можно отталкиваться в построении любых выводов, воззрений, да и чего угодно.
Последствия это может иметь самые серьёзные. Когда человек прочёл это один раз в Интернете - это безобидно. Когда он это читает ежедневно, на тысячах блогов, видит это везде, куда бы он ни зашёл - этот, и подобные ему мемы - это уже становятся фактором, который имеет серьёзное влияние на суверенитет государства, на его целостность, на власть и нахождение её в актуальном состоянии. Необходимо понимать силу этого явления. В тот момент, когда населению будут объявлены результаты выборов, в частности, процент, который набрала "Единая Россия", а он подразумевается явно более 50%, - это, по планам авторов данного мема - должно привести население в состояние когнитивного диссонанса: ведь все знают, уверены, видели повсюду, что "Единая Росиия - партия жуликов и воров", это теперь "общее место", а значит, она не может столько набрать. Этот диссонанс и должен спровоцировать, по планам конструкторов данного мема, население на уличные выступления. А дальше всё по обычной схеме, т.е. дело техники...
Советский Союз развалили с помощью подобных мемов, собственно, распад Советского союза. Это - классический пример. Советский Союз был развален с помощью меметического оружия. В советское общество были вброшены некие идеологические формы: поклонение Америке, всему американскому, западному образу жизни носило массовый, истеричный характер, оно было сформировано с помощью простых символов и идеологических диверсий. Привезённый с Запада эротический или музыкальный журнал, пластинка, видеокассета - несли в себе идеологический заряд и использовались как идеологическая диверсия, то есть как элемент кодирования неких общественных стереотипов и штампов, которые потом в момент, когда СССР распадался, сыграли ключевую роль. Советские массы внутренне уже были запрограммированы так, что совок - это не ценность, и что жалеть его не надо, туда ему и дорога, пусть он развалится.
вся статья Валерий Коровин