Страницы истории... или концы в воду

Jul 16, 2013 12:25

Оригинал взят у tatamo в Страницы истории
Оригинал взят у nezrim в Почему Англичан нельзя брать в союзники
Оригинал взят у beriozka_rus в Почему Англичан нельзя брать в союзники

О «братской помощи» союзников во время Великой Отечественной войны сказано уже много. Большинство исторических фактов указывают на то, что помощь союзников в самые критические годы войны была номинальной, а в отдельных случаях - откровенно враждебной. В подтверждение хочу привести пример, который наглядно демонстрирует, как, например, англичане «поддерживали» СССР в самые критические годы нашей истории...




О подвигах командира-подводника Северного флота Израиля Фисановича написано немало книг и статей. Герой Советского Союза Фисанович стал примером для многих поколений командиров. Однако, тайна гибели советской подлодки, которой командовал Фисанович, до сих пор не раскрыта. Кто-то винит во всем англичан, а кто-то припоминает одну мистическую историю...

У него нет могилы. Ею стало Северное море. В шотландском порту Данди его имя на века высечено в списке славы погибшим подводникам. Его именем названы улицы в Полярном и Кировограде. Моряков, не вернувшихся на берег, не считают погибшими. Для всех они живы, просто не вернулись из боевого рейда. Во время Великой Отечественной он был одним из самых результативных командиров на Севере. Друзья-подводники также называли его романтиком полярных морей - он писал стихи, всегда был душой любой компании. Судьба подарила ему хоть и короткую, но необычную и героическую жизнь.

Как гласят исторические первоисточники, в 1944 году Герой Советского Союза капитан 2 ранга Израиль Фисанович, вместе с тремя другими заслуженными командирами-североморцами, прибыл в Англию получать подводные лодки, переданные Советскому Союзу после раздела итальянского флота, ввиду выхода Италии из войны. Для ускорения процедуры англичане предложили русским свои старые лодки - не тащить же из Италии корабли вокруг воюющей Европы. Все, вроде бы, были довольны. Но в последний момент блестящий, творчески мыслящий командир-подводник Фисанович обнаружил в порту новую английскую подводную лодку и, как говорится, положил на нее глаз.

Англичанам после сокрушительных побед Красной Армии под Сталинградом и на Курской дуге как-то неудобно было отказать союзникам, и они, скрепя сердце, согласились отдать свою новейшую лодку. За два месяца опытные подводники под командованием Фисановича великолепно освоили британскую субмарину "Санфиш", получившую после поднятия на ней советского военно-морского флага индекс "В-1", и лодка первой должна была начать переход на Северный флот. Английское адмиралтейство составило маршрут перехода и гарантировало безопасность до зоны ответственности советского Северного флота в Баренцевом море...

25 июля 1944 года подводная лодка "В-1" под советским военно-морским флагом вышла из шотландского порта Лервик, а 27 июля связь с лодкой пропала. На свою базу на Кольском полуострове она так и не пришла… Как погиб Фисанович со своим экипажем, осталось тайной на долгие годы. Лишь через много лет после войны, в 1954-м, в британской прессе проскочила крохотная заметка о героизме летчиков королевского воздушного флота. В частности, говорилось в числе прочего о том, что в 9 часов 39 минут по Гринвичу, 27 июля 1944 года самолет британской береговой охраны в 230 милях к северу от Шотландских островов атаковал и потопил подводную лодку противника. Эту заметку случайно прочитал немецкий историк, изучавший архивы кригсмарине. Покопавшись в фашистских архивах (а значительная их часть, между прочим, уцелела и хранится до сих пор), он обнаружил, что ни одна из великого множества немецких субмарин в это время в этом месте океана появиться не могла!

Еще через несколько лет тот же историк, уже при помощи британских ученых, раскопал, что именно в этом месте должна была в это время находиться лодка под командованием Фисановича. Получается, что его лодку потопил английский самолет! Позднее, когда и советские историки "подключились" к исследованию, эта версия подтвердилась.

Еще через несколько лет в падкой на сенсации англоязычной прессе, достаточно свободной от цензуры, появились публикации, что британское командование намеренно потопило свою же новейшую подлодку, чтобы хорошая техника не досталась русским. У королевских адмиралов уже был опыт с обреченным на гибель конвоем PQ-17 - решать политические и военные проблемы ценою жизней моряков.

Кстати, от англичан до сих пор нет четкого ответа - а почему все-таки самолет бомбил лодку, очертания которой летчику были хорошо известны - ведь, практически, своя же? Сама-то лодка опознала британский "Либерейтор", потому и не погрузилась - и к отражению атаки не готовилась…

Офицеры с других лодок, пришедших из Англии, говорили, что если бы Фисанович возвращался домой другим путем, не согласованным с британским командованием, то его лодка, возможно, уцелела бы. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения…

Читать полностью

история, Великая Отечественная война 1941, Англия, СССР

Previous post Next post
Up