Оригинал взят у
altay_birder в
Беркутчи: show must go on?Про грядущий фестиваль беркутчи в Чуйской степи я узнал ещё в конце августа. Вот он
уже прошёл, а я всё раздумывал - писать ли мне про него?
Собственно говоря, мы эту тему превентивно обсуждали келейно, а само событие потом и в нескольких ветках в соц.сетях, поэтому я всё же выскажу свои и некоторые чужие умные мысли по этому поводу.
Предварительно - я не против охоты с хищными птицами, скорее, я был бы рад, если она развивалась. Почему - это отдельная тема. И, второе, я не против шоу с хищными птицами, но, к сожалению (искренне), они не приживаются, несмотря на наличие у нас соколиных питомников и ловчих птиц в частных руках.
Итак, про сам фестиваль беркутчи.
Самое главное: это действо было обозначено как этап в возрождении исконной традиции жителей Чуйской степи. Организовался он силами беркутчи из Баян-Ульгийского аймака Монголии, где фестиваль беркутчи проходит уже много лет.
Для справки: охота с беркутами - это традиция казахов. Когда-то с беркутами охотились и в восточном Казахстане, и на Алтае. На Алтае эта традиция исчезла в 60-е годы, когда местному населению стало доступно современное по тем годам охотничье оружие. Аналогично традиция прекратилась и в Казахстане. В Монголии она сохранилась именно благодаря тому, что пастухи были вынуждены охотиться (в т.ч. и на волков) именно таким способом.
В последние годы традиции беркутчи обрели новое дыхание, но именно как спортивно-фестивальное мероприятие.
Отсюда первый вопрос: каковы всё же истинные мотивы устроителей фестиваля? Хотят они возрождать традиционную орлиную охоту или хотят создать привлекательное для туристов шоу?
Ответ «и то, и другое» меня совсем не устраивает. По аналогии: заявлять, что проведение фестиваля народного танца где-нибудь в Торжке будет способствовать возрождению там вышивальных народных промыслов - из той же серии.
Нужно понимать, что охота с ловчими птицами - занятие трудоёмкое и дорогостоящее. За птицей нужно следить, с ней нужно постоянно работать. Это не ружьё, которое почистил и поставил в сейф до следующего сезона.
Несомненно, это было бы здорово, если бы цель ставилась именно возрождение традиции охоты, но с шоу ли тогда нужно было начинать? Может стоило бы собрать потенциально заинтересованных местных жителей и показать им настоящую охоту? Подготовить документы, которые создавали бы преференции охотникам с ловчими птицами в угодьях общего пользования или отвести специально для такой охоты какие-то территории, запретив там охоту с оружием. Организовать создание питомника и тренировочного центра в Чуйской степи. Ну, и т.д., если речь идёт о возрождении традиции.
Если же речь идёт о т.н. «событийном туризме» - то всё в русле событий. В таком контексте фестиваль - это не возрождение традиций, а именно фестиваль. Выступление ансамбля «Берёзка» в ДК «Моторостроителей».
Несомненно, это пробный шар. Но, если этот фестиваль будет развиваться, то чем особенным собираются сюда привлечь зрителя? Ведь аналогичный, но реально более грандиозный фестиваль проходит совсем рядом в Монголии уже давно, он известен. И, в т.ч. в силу того, что туристические компании интегрируют это событие в программу туров по Монголии. Кто и в какие программы будет интегрировать фестиваль на Алтае, который по определению будет менее зрелищным? Ведь ехать ради одного фестиваля - далековато. Ну да ладно, предположим у устроителей есть целый план развития этого мероприятия и интеграции его в этнические, экологические и познавательные туры. Может я один про развитие этих направлений не слышал.
У меня следующий вопрос: каков возрастной ценз для публичного мероприятия, в ходе которого убивают диких и домашних животных? Вопрос не праздный, его, по большому счёту, по итогам фестиваля должна была задать прокуратура. Я исхожу не из нежных чувств, а из российского законодательства: в ходе шоу орлы ловили, ранили и убивали как домашних (кролики), так и диких животных (зайцы, корсак, волк). Про диких я задам ещё один вопрос, но попозже. В связи с этим к устроителям ещё один незаданный вопрос: если на шоу будет установлен возрастной ценз или этот этап соревнований будет устранён - как это повлияет на интерес к шоу?
Теперь ещё один вопрос по диким животным. Известно, что Кош-Агачский район и Баян-Ульгийский аймак - это очаги холеры. Как известно мне от инсайдеров, вся «дичь» для шоу (за исключением волка) была привезена из Монголии, а часть этой дичи в ходе шоу разбежалась. Вопрос простой: имелись ли у ввезенной дичи ветеринарные свидетельства?
Заметьте, я до сих пор не писал ничего про охрану природы, хотя с этого следовало бы начать.
А вопрос здесь в следующем: орлы для шоу изымаются из дикой природы. Тут забавно следующее: в ходе одной из дискуссий выяснилось, что у некоторых далёких от темы людей понятие «изъять из природы» - это поймать дикую птицу. А вот взять птенца из гнезда - вроде как и не изъятие. Так вот, в Монголии нет питомников, разводящих орлов. Всё изымается из дикой природы: питомников в Монголии нет.
Статистики о том, сколько орёл живёт у беркутчи у меня нет. Но посмотрите на фото, и вы увидите снимки орлов со светлыми хвостами - это молодые птицы. И их подозрительно много. Я не делаю скоропалительных выводов, я лишь указываю на факт.
Ещё один факт: популяция беркутов в Кош-Агачском районе за последние лет 10 значительно уменьшилась. Перестало существовать несколько гнездовых участков по бортам Чуйской степи. Основные проблемы здесь две: возрастающий фактор беспокойства из-за возрастающей моторизованности местного населения и роста пронырливости туристов, а также подрыв кормовой базы беркутов - уничтожение во многих местах сурка (
я уже писал об этом).
Это я ещё постепенно подвожу к тому, что беркут внесён в список видов, за незаконное изъятие которых из природы, а также все последующие операции (торговля, перемещение и т.д.) предусмотрена уголовная ответственность. Чисто теоретически, получить разрешение из природы кранокнижного вида можно, но в данном случае (организация шоу) на фоне ослабления популяции - как-то слабо верится. Вопрос: где будут браться беркуты для возрождения традиции?
Допустим, из-за трудностей получения разрешения в России, их будут импортировать (легально) из Монголии. А тогда такой момент: беркут внесён в списки CITES, т.е. для его перемещения требуется особый документ-паспорт, выданный этой организацией. Но вот заковыка: внутри России не разработан механизм выдачи таких паспортов даже для птиц, выращенных в питомниках. Как этот вопрос будут решать при возрождении традиции в Кош-Агачском районе?
К вопросу про паспорта CITES. Я не знаю, были ли эти документы у ввезённых для шоу птиц. Должны были быть, а как иначе? А ещё должны были быть несъёмные кольца на лапах. Но я ни на одном фото таких не разглядел.
А теперь ещё одно забавное (хотя забавного тут мало на самом деле) наблюдение про паспорта и компетентность таможенной/ветеринарной службы: официально было заявлено, что в Россию заехали только беркуты. Но специалисты разглядели-таки на фото и
степного орла.
Вот такое вот шоу нам устроили.
Оно, конечно, может продолжаться, но вот должно-ли?
Фото не имеет отношения к фестивалю, оно сделано в питомнике "Алтай-Фалькон"
UPD Вот свежий комментарий одного из зрителей: "Спортивного мероприятия из этого тоже не вышло. Чтобы это понять надо было побывать там и увить всё изнутри: как птиц кормили за день до охоты, как бросали зайцев прямо под падавших с неба добытчиков, как придушили лису, чтобы ее проще было взять, и наконец, завязали волку пасть привязав к ней леску и дистанционно кувыркали его через голову, когда он через чур разгонялся."