Оригинал взят у
slavynka88 в
Старообрядцы в Первой мировой войне.В годы Первой мировой войны, как и в годы Отечественной войны 1812 года, на фронте воевали десятки и сотни тысяч христиан-старообрядцев. Многие из них отдали свою жизнь за Родину, немало известных старообрядцев стало героями.
Наши руководители на фронте. Слева направо: руководитель и владелец книгоиздательства «Знаменное nениe» Л. Ф. Калашников, издатель журнала «Старообрядческая Мысль» В. Е. Макаров, редакторы журнала «Слово Церкви» Н. И. Уфимцев и Н. Д. Зенин. Фотография сделана в мае 1916 г. при случайном съезде этих лиц с фронта по делам службы в один из ближайших тыловых центров.
Одним из самых известных героев Первой мировой считается казак-старовер Козьма Крючков. Он родился в 1890 г. на хуторе Нижне-Калмыковском Усть-Хоперской станицы Усть-Медведицкого округа Войска Донского в семье коренного казака-старовера Фирса Ларионовича Крючкова.
Владимир Евсеевич Макаров. «Старообрядческая мысль», 1915 г.
В детские и юношеские годы Козьма учился в станичной школе и помогал отцу по хозяйству, а в 1911 г. был призван на действительную службу в 3-й Донской казачий полк имени Ермака Тимофеева. К началу войны он уже имел чин приказного, соответствующий ефрейторскому званию, и в свои 24 года считался одним из наиболее опытных бойцов полка. В конце июля 1914 г. Крючков и три его товарища получили приказ отправиться в сторожевой дозор.
Проехав 6 верст, они внезапно столкнулись с разъездом немецких улан численностью 27 человек, которых возглавляли офицеры. Казаки попытались ускакать врассыпную, но немецкие кавалеристы перекрыли пути отступления и окружили их. Несмотря на неравенство сил, донцы и не думали сдаваться. Козьма Крючков сорвал с плеча винтовку, но в тот же миг сблизившийся с ним германец рубанул казака саблей по пальцам, и винтовка полетела наземь. Казак выхватил шашку и вступил в бой с окружившими его 11 врагами. В завязавшейся кровавой сече Крючкова выручали ловкость, удача и быстрая послушная лошадь.
Казак-старовер Козьма Крючков
Сабельные удары то и дело доставали казака в спину, в шею, в руки, но, по счастью, они не наносили слишком серьезных ран. Через несколько минут боя Козьма был уже весь в крови, при этом его собственные удары по большей части оказывались смертельными для врагов. Однако сабля выпала из рук героя. Тогда казак схватил пику одного из улан и немецкой сталью проткнул поодиночке оставшихся врагов. К тому времени его товарищи справились с остальными германцами. Потери немецкого отряда составили 22 человека, еще двое сдались, а трое бежали с поля боя. Все казаки получили ранения, на теле Козьмы Крючкова позже насчитали 16 ран.
За свой подвиг Козьма Крючков был награжден Георгиевским крестом 4-й степени №5501. Он стал первым русским воином, получившим боевую награду в начавшейся Мировой войне, а его имя стало символом русской доблести и отваги. О подвиге Крючкова было доложено императору Николаю II, а сам казак прошел мировую войну до самого конца, получив еще несколько высоких наград. включая два Георгиевских креста и две Георгиевских медали «За храбрость».
Владимир Павлович Рябушинский
После печальных событий 1917 года и октябрьской революции пути казаков-героев разошлись. Его боевой товарищ, участник того знаменитого боя, казак Михаил Иванков, служил в Красной армии. А сам Козьма Крючков выступил против большевистской диктатуры. Присутствие в рядах белых казаков прославленного героя было лучшей агитацией для набора добровольцев по станицам. В конце августа 1919 г. Козьма погиб во время боя под селом Лопуховки Саратовской губернии. Он был похоронен на кладбище родного хутора.
В советское время имя этого героя войны по известным причинам было запрещено к упоминанию.
Воевали на фронтах войны и другие известные старообрядцы.Так, член известного купеческого рода Рябушинских Владимир Павлович Рябушинский(1873‑1955), автор ряда книг о старообрядчестве и древнерусской культуре, основатель известного парижского русского культурного общества «Икона», отправился на фронт добровольцем. Во главе автомобильной дружины он организовал службу связи при одном из штабов. Во время жестокого боя был ранен в грудь. За отличие произведен в офицерский чин, награжден орденом св. Георгия Победоносца 4-й степени.
Архиепископ Московский Иоанн (Картушин)
Не прошла Мировая Война и мимо Рогожского кладбища. С началом боевых действий архиепископ Московский Иоанн (Картушин) благословил освободить помещения Рогожских богаделен и свои личные покои для нужд лазарета, а сам переехал неподалеку, в дом Соловьевых на Рогожском же кладбище, где и скончался в апреле 1915 года. Подобные лазареты были открыты и при других старообрядческих общинах и храмах.
На фронт ушло большинство из 30 первых выпускников старообрядческого института - практически все они погибли. Сам институт просуществовал до 1918 г., когда был закрыт большевиками. Ушли на фронт и многие члены старообрядческого братства имени Честнаго и Животворящего Креста Господня, известного еще как «Союз старообрядческих начетчиков».
Старообрядческий начётчик Иван Алексеевич Лукин - прапорщик пехотного запасного батальона. Журнал «Слово церкви», 1915 г.
Среди фронтовиков были и другие известные представители старообрядческих согласий, как, например, Михаил Иванович Чуванов(1890 - 1988), впоследствии председатель московской Преображенской старообрядческой общины федосеевского согласия, или Георгий Феодорович Корнилов (1894 - 1992), будущий епископ Куйбышевский (Самарский) Григорий Русской Древлеправославной Церкви.
Ефрем Иванович Шитко. Действительной службы. Писарь штаба полка, добровольно ставший в ряды сражающихся, бросив штабную службу. Посвятил себя разведке, которую и вёл лично. В одной из таковых был ранен разрывной пулей. Награждён георгиевской медалью «за храбрость» и представлен также к георгиевскому кресту.
Командование разрешило направить несколько старообрядческих священников в действующие войска. Одним из таких священников был молодой настоятель старообрядческого храма в селе Ковернино Костромской губернии о. Андрей Попов. 3 июля 1916 года отец Андрей по благословению архиепископа Московского Мелетия (Картушина) был «послан на фронт военных действий для исполнения духовных треб». И до самого окончания первой мировой войны о. Андрей служил на фронте полковым священником. Впоследствии он рассказывал, что на войне - как на войне. Когда идет бой, то и священник на передовой: помогает, подбадривает солдат, перевязывает раны и выносит раненых с поля боя. А кончится бой - исполняет требы: отпевает, хоронит убитых, исповедает, причащает раненых. Рискует жизнью и несет тяготы службы наравне с солдатами, только оружие в руки не берет: у священника иное оружие, духовное.
За доблесть, проявленную во время войны, отец Андрей Попов был награжден Георгиевским крестом. Родственники спустя годы очень беспокоились, чтобы советские правоохранительные органы не обнаружили эту награду.
Источник:
http://ruvera.ru/articles/staroobryadchestvo_i_pervaya_mirovaya_voiyna