Славяне в южной Ютландии.

Jun 12, 2014 15:11

Оригинал взят у nap1000 в Славяне в южной Ютландии.


Не могу не поделиться любопытной заметкой о славянских следах в двух южноютландских областях - Швансене и Ангельне, к северу от Хаитабу/Шлезвига, опубликованной в одной из археологических монографий 1990 г.

Славянские следы.

Вернёмся к Бюнсдорфу. В полуторах км восточнее него находится Венторф. Связь этого места со славянами следует из его названия, а именно - «деревня вендов». Во времена Адольфа II, то есть во второй половине XII века, как написано в «Видении Готшалька», в приходе церкви Норторф много славян мирно проживало совместно с гользатами. Часть этого [славянского] населения вполне могла переселиться за реку Айдер и осесть рядом с гользатским поселением Бюнсдорф.

На славянское заселение области между заливом Шляй и рекой Айдер, то есть, за пределами собственно славянских областей в Вагрии, имеются и другие указания. Топоним Ратманнсдорф (Rathmannsdorf) основан от личного имени Ратимар. Таким образом, славянин участвовал в основании этого места, либо имел с ним какие-то особенные связи, так, что немецкое население назвало это место его именем. Топоним Кризеби (Krieseby) возможно образован от славянского личного имени Кризи (Krisi). И уже чисто славянским топонимом стоит признать Приз (Pries) - древнеполабское Pribici, что значит «место людей Приби». Виндеби (Windeby), «вендская деревня», возле Экернфёрде; Виннемарк (Winnemark), «выруб вендов» или «выруб Винди» и Поммерби (Pommerby) говорят о поселениях славян единично или группами среди датского населения.

Археологические находки, кажется, подтверждают это предположение. Из западного поселения Козель известны некоторые фрагменты древне- и среднеславянской керамики конца VIII - IX вв; в восточном поселении около пятой части всей керамики составляет керамика, созданная под влиянием древне- и среднеславянской. Фрагменты керамики «позднеславянского стиля» XI века или несколько древнее были обнаружены при раскопках местечка Бинебек (Bienebek) в области Швансен. Указывающие на поселения осколки славянской керамики или керамики славянского типа известны из Гаммельби (Gammelby) ( вторая половина XI века), Везеби (Weseby) и Остерби (Osterby) (8-10 вв), а также Ризеби (Rieseby).
Однако, славянская керамика далеко не всегда можно надёжно интерпретировать как славянские поселения. Она была распространена на огромных пространствах Скандинавии, в том числе и в районах, где определённо не жили славяне. Также встречаются и смешанные формы, как в случае поселения Козель, в которых форма сосуда восходила к местной традиции, а орнаментика выказывала славянское влияние. Создаётся впечатление, что сосуды «славянского стиля» стали модой, подражать которой старалось местное население.  О том же говорят и последние раскопки в восточном поселении Козель, в древнейших, восходящих к рубежу тысячелетий, слоях которого доля «балтийской керамики» составляла примерно половину ото всей. Та же картина предстала и западном поселении поздней эпохи викингов.

Однако, присутствие настоящей славянской керамики в области исследования, ввиду близости Вагрии и Шлезвига-Хаитабу, не вызвало бы удивления. Этому можно найти несколько объяснений. Керамика могли попадать из торгового города на заливе Шляй в ближайшие деревни в виде сосудов с пищей. Импорт в прямом смысле слова можно исключить ввиду низкой стоимости сосудов. Керамика могла оставаться здесь в следствии славянских нападений на север или же быть приносима из военных походов в обратном направлении. Штруве предполагает в живших в Голзатии славянах, в случае археологически подтверждённых славянских поселениях в Alt Mühlendorf и Borgdorf, рабов, служивших сасконским крестьянам. Также и Лаур видит в топониме Pommerby «указание на пленных поморян, захваченных во время датского участия в крестовом походе», а в топонимах Windeby и Winnemark - «единичные, возможно, принудительно созданные поселения».

Не исключая полностью эти соображения, в тоже время видится и более простое объяснение. Очень вероятно, что некоторая часть славян в процессе расселения их племён на запад перешла и за Айдер и либо основала собственные деревни или, в случае, если они приспосабливались к другому типу ведения хозяйства, жили вместе с датским или нижненемецким населением как свободные люди, а не как пленники. Так, в Козеле был найден горох - растение, характерное для славянских областей расселения.

Ввиду обстоятельств в приходе церкви Норторф, связи между Бюнсдорфом и Венторфом, топонимики, а также ещё не однозначных выводов археологических исследований, видится мало противоречий для применения указания из «Видения Готтшалька» и на области между заливом Шлей и рекой Айдер: «Slavi, quorum tunc pars maxima in parochis illa degebat».  
---

Unverhau H. Untersuchungen zur historischen Entwicklung des Landes zwischen Schlei und Eider im Mittelalter, Wachholtzverlag, Neumünster, 1990, S. 67-68.

Статья показалась любопытной. В частности, до этого вообще не знал о существовании "Видения Готтшалька" и добавил в копилку несколько новых "вендских" топонимов. Карту славянских следов в южной Ютландии на этом основании можно и дополнить. Некоторые его лингвистические предположения, на которые не были даны ссылки и которые, мягко говоря, не очевидны ("чисто славянский" топоним Pries, "славянское личное имя Кризи" и пр.), на карту не наношу, так как тут нужно сначала проверить, в каких формах известны первые упоминания. Керамика (жёлтым на карте) действительно в этом случае не показатель поселений, особенно, смешанных стилей. Однако, она показывает области, где сильно было славянское культурное влияние и дополнительно подтверждает связь предполагаемых и расположенных рядом "вендских" или славянских топонимов со славянскими поселениями.



белая линия - западная граница плотного сплошного славянского заселения
жётлый косой штрих - находки славянской керамики или смешанных типов
красная косая штриховка - распространение собственно славянской топонимики или письменных указаний на заселение ими этих областей

Не исключаю, что современем карта может быть исправлена и дополнена)) Однако, определённые вопросы к Адаму, описывавшему некую "саксонскую границу" где-то в совсем другом месте, возникают уже сейчас. Точнее, сейчас уже можно точно говорить, что и "саксонская" и "сербская" границы по Эльбе и Заале были не более, чем книжным выражением изначально и по обе стороны этих границ были славянские земли.

Ещё по теме.

Русь, фальсификация истории, культура, русские, славяне

Previous post Next post
Up