Оригинал взят у
rodeland в
Имеющий глаза да увидит (с)Когда в прошлом году я прочитала очередной роман португальского писателя Жозе Сарамаго «Про_зрение», то сначала подумала, что это всего лишь плод богатой и безудержной фантазии автора. Такого вообще не может быть! И слова переводчика о том, что такая же реакция сначала была у португальцев, пока у них не произошли некоторые события, меня не убедили. Где эта Португалия на карте и кто знает, что там творится.
Но сегодня, именно сегодня, я уже почти не сомневаюсь в достоверности описываемых событий.
К сожалению, чтобы все стало понятно, мне необходимо раскрыть сюжет книги. А потому…
Итак, в некотором независимом государстве, которое совсем недавно избавилось от необъяснимой эпидемии слепоты, поразившей практически всех без исключения жителей, случилась очередная напасть. Ах, да! Должна сказать, что роман «Про_зрение» считается продолжением предыдущего романа Сарамаго «Слепота». Там - вкратце - дело было в том, что все население неожиданно и в прямом смысле ослепло. Зрячей осталась только одна женщина. Она-то и стала поводырем и спасительницей для нескольких человек. В романе описываются не только ужасы слепого существования, но и моральные аспекты духовной слепоты и не_слепоты. Впрочем, это тема для отдельного разговора, вернусь к ней попозже. А сейчас продолжу.
Так вот, прозревшие в офтальмологическом плане жители столицы оказываются охваченными другой эпидемией - прозрением политическим. Причем тоже одномоментно. А именно в день проведения всенародных выборов. И придя на избирательные участки (вот ведь ответственные какие, а могли бы их просто проигнорировать!) практически единодушно эти выборы срывают. Люди всего лишь оставляют свои бюллетени чистыми. Т.е. незаполненными.
Отказом сделать выбор между кандидатами, которым больше не верят, люди показали свое отношение к власти как таковой. Чем эту самую власть в тупик и поставили. Были проведены повторные выборы. Процент белых бюллетеней оказался еще выше, чем в первый раз. А в народ пошло гулять словцо «белобюллетник».
Власть перепугалась не на шутку! Были проведены массовые аресты, людей пытали, сажали на полиграф, запугивали и казнили, но ничего добиться не могли - лидера у этого стихийного заговора не было! И тогда, вместо того, чтобы услышать этот тихий рокот народного недовольства, прислушаться к нему и найти мирный выход, для вразумления строптивцев было решено поставить столичных жителей на колени. В городе было объявлено осадное положение. Из столицы сначала были вывезены все органы власти и управления. Затем те, кто эту власть на выборах поддержал (о, этот момент у Сарамаго описан так живо и осязаемо, что я перечитывала его несколько раз!). Затем оставшимся муниципальным службам, как то: пожарным, полиции, работникам ЖКХ, учителям, была спущена директива объявить бессрочную забастовку.
Однако строптивцев это не остановило. Первыми свой ответ дали простые женщины-домохозяйки, которые просто вышли на улицы с ведрами и тряпками, и просто, без лишних слов вымыли тротуары и мостовые от дверей своих подъездов до середины проезжей части. И так сделали все! После чего пристыженные коммунальщики снова приступили к своей работе. «Бастуют наши спецовки, а не мы!» - заявили они.
Дальше - больше. Народ стал самоорганизовываться и создавать полицейские посты, пожарные дружины… Ничего пока эта ситуация не напоминает?
Тогда уязвленная неподчинением власть приступила к радикальным методам. Мало того, что въезд-выезд из взбунтовавшейся столицы был перекрыт вооруженными блок-постами, которым было приказано стрелять в каждого, кто приблизится к запретной черте, невзирая на лица, пол и возраст, в городе еще прошла серия спланированных властью терактов со множеством жертв. А параллельно началось детективное расследование на предмет выяснения, кто все-таки стоял за срывом общенациональных выборов.
По мнению власти, ведь кто-то же должен был все это организовать! Ну, ведь, в самом деле, не может быть такого, что народ без указки, без подсказки вдруг проявил сознательность, да в таком масштабе, и самостоятельно выразил свое мнение. Кто-то обязательно должен был ответить за все - за сорванные выборы, за способность людей самоорганизоваться и жить без верховного контроля. За неспособность самой власти, в конце концов, разрешить ситуацию, которая с каждым днем все больше и больше заходила в тупик.
Те, кто внимательно читал мой пост с самого начала, наверняка догадался, кого именно было решено сделать козлом отпущения. Да, ту самую женщину-спасительницу… (Никакой аналогии с Россией не возникает, а?)
Признаюсь, когда я дочитала роман до конца, отвращение, обида, жалость поднялись во мне с такой силой, что я тут же, не минуты не сомневаясь, удалила эту электронную книжку из своего компьютера. Не хочу! Не верю! Так быть не должно!
Но чем ближе приближалось 25 число весеннего месяца мая, тем сильнее во мне росло желание перечитать все с самого начала. Иначе я рисковала быть охваченной либо приступом паранойи, либо синдромом дежа-вю.
Славянск, Крамоторск, Донецк, Луганск, Мелитополь, Одесса, … Все повторяется. Все книжные фантазии Сарамаго стали страшной реальностью в сопредельном государстве! Ход событий, поступки противоборствующих сторон, методы решения проблем - откуда писатель-самоучка, не имеющий даже элементарного образования, мог знать, понять, прочувствовать или предугадать все это?! Или законы общественного развития действуют одинаково во всех странах и во все времена? Но тогда, то, что происходит на Украине, - всего лишь естественный ход начавшейся в Киеве истории, видоизмененное продолжение Майдана?
Мне важно для себя понять это.
Если все события - это единый порочный круг, в котором все крутится и развивается по раз и навсегда выверенному сценарию, то есть ли такая сила, которая сможет этот круг разорвать? И есть ли тогда смысл во всем этом противоборстве? Ведь все шаги предопределены, роли расписаны, виновные найдены и определены на заклание. Ну, или будут найдены в ближайшей перспективе.
Жаль, финал книги «Про_зрение» остался у Сарамаго открытым. В том смысле, что не понятно, кто же, в конце концов, одержал победу в этом книжном противостоянии народа и власти. Хотя сдается мне, что победителей в этой ситуации не бывает, а жертвами оказываются без исключения все…