Одиночество детей

Mar 13, 2020 09:48


Почему дети даже в полных и благополучных семьях одиноки? Ответ на этот вопрос постараемся дать в этой статье.

«Меня волнует вопрос о социализации подрастающих детей. У меня своих  двое, они - подростки. И совсем не хотят добровольно выбираться из  привычной среды обитания. После школы спешат домой, чтобы разойтись по  своим комнатам. Через год-два им предстоит  поступать в институт или искать первую работу, но они не имеют никаких  навыков общения с незнакомыми людьми! Что все решится само собой, я как  то не слишком верю, знаю грустные примеры от своих подруг, когда совсем  не плохие ребята не "вписались" в коллектив. Похоже, что наши дети -  компьютерные одиночки. Подскажите, как ускорить процесс социализации  подростка?»
Ольга, 37 лет.



Ускорить  процесс социализации не получится никак. Этот процесс можно оптимизировать или создать заново, но сначала стоит выяснить, что  на самом деле происходит с вашими подростками.
На самом деле,  наши дети перегружены общением, причем чаще всего это общение - не по  выбору, а вынужденное: 7-8 часов ежедневно они проводят в чрезвычайно  тесном контакте с людьми, которые им неприятны, а иногда и откровенно  враждебны.
Учителя, которые кричат, требуют, унижают; одноклассники,  которые кричат, нападают, хватают твои вещи, иногда бьют или ломают  что-то... И нет никакой возможности ни защититься, ни избежать этого  общения.
Это вы считаете социализацией? Это нечто, прямо ей противоположное.
У  многих детей после школы еще и дополнительные занятия, курсы, секции,  музыкальные, художественные. То есть, опять - на людях и с людьми.
Не  знаю, как вам, но мне, например, после дня, проведенного в офисе,  необходим весь следующий день в режиме полной тишины. А дети этой  милости лишены, они должны с утра опять отправляться на тяжелую работу.
У современного старшеклассника  10-часовой рабочий день и шестидневная рабочая неделя. Это больше, чем у  любого работающего взрослого! И мне кажется, что сидеть в своей  комнате, уткнувшись в планшет - максимально здоровая реакция организма  на сенсорную и социальную перегрузку.

Что можно предпринять, если вам кажется, что у детей есть проблемы?
1. Разобраться, как на самом деле обстоят дела.
Возможно,  зайти в школу и поговорить с учителями: ребенок умеет подойти к  преподавателю, выяснить, обсудить, договориться? Спросить у классного  руководителя, как подросток проявляет себя в командных дисциплинах (если  они есть).
2. Спросить себя, есть ли у ребенка положительные примеры в вашей семье.
Например,  когда вы выезжаете всей семьей куда-то на природу, в отпуск, в гости,  видит ли он примеры правильного социального поведения?
3. Подумайте, даёте ли вы детям поручения, связанные с взаимодействием с незнакомыми взрослыми? Например,  может ли он самостоятельно сходить в магазин, где надо разговаривать с  продавцами? А в поликлинику за справкой? Обучаете ли вы планомерно  этикету, правилам поведения, обращаете внимание на поведение окружающих?  Или только возмущаетесь его безграмотностью и неуклюжестью?
4. Знает ли ваш ребенок правила безопасности? Потому что, с одной стороны  звучит «никогда не разговаривай с незнакомцами», а с другой - «он такой  стеснительный, давайте его "вылечим" по-быстрому».
5. Очень полезное упражнение - вечерние разговоры за столом о том, как прошел день У ВАС.  Не  допрос с пристрастием на тему школьных оценок, а театрализованное  представление «Мой безумный день в офисе». Или «папа и идиоты на  дороге». Потому что видеть-то они видят разные ситуации постоянно, а вот  расшифровать смысл произошедшего, как потом мы понимаем, им не по  силам.
6. Если вам кажется, что проблема серьезнее, чем нормальная  подростковая строптивость и ершистость, приходите на консультацию к  психологу, возможно, полезной окажется групповая работа.

рекомендации

Previous post Next post
Up