То, что главной задачей армии является защита отечества - это одно из самых больших суеверий.
или Два взгляда на армию: армия - это защита Отечества или опасность для Отечества и мира.
Суеверие государства
Сесть и написать этот текст меня побудили рассказы о том, как проходил очередной суд по обжалованию решения Призывной комиссии.
И как это уже не первый раз в суде прозвучали две позиции. Одну озвучивал призывник, который говорил, что в армии людей обучают войне и убийству, практически повторяя известную фразу Льва Толстого ( «нашего все» российского ( и не только российского) пацифизма): «Армия есть ничто иное, как собрание дисциплинированных убийц. Обучение ее есть обучение убийству, ее победы - убийства» ( «Суеверие государства», 1910). Мысль эту Лев Николаевич Толстой неоднократно высказывал в своих публицистических работах, написанных после 1881г.
Суеверие государства - это про то, что люди суеверно верят в то, что государство с его системой насилия необходимо для самих же людей.
Толстой, стоявший на позициях христианского анархизма, приводит высказывания других мыслителей, как современных, так и предшественников, придерживавшихся таких же взглядов (своего любимого Монтескье, Торо, Джефферсона и др. )
Все правители провозглашают, что армия нужна для защиты, но в реальности армия нужна им для подавления своих подданных. Патриотизм же - инструмент, с помощью которого правители манипулируют людьми.
«Мне говорят: "Давай столько-то денег какому-то тому, кто называется правительством. Этот же кто-то велит мне идти в солдаты и обещаться убивать, кого он велит". Я спрашиваю: "Кто этот кто-то?" Мне говорят: "Правительство". -"Кто такое правительство?" -"Люди". "Кто же такие эти люди, особенные какие-нибудь?" -"Нет, такие же как и все". -"Зачем же мне делать то, что они велят мне. Еще добро бы все, что они велят, были бы дела добрые, а то прямо велят мне делать злое. Не хочу я этого. Оставьте меня в покое". Вот что должны были бы сказать все люди, если бы они не были так одурены лжеучением государства».
Суеверие государства - очень точное описание состояния умов. Когда люди оправдывают какими -то мифическими интересами государства вещи, которые в обыденной жизни считают злом.
Я абсолютна убеждена, что одним из таких суеверий является вера в то, что существование армии делает жизнь людей безопасней и в то, что человек должен пройти армию, чтобы уметь защищать, вера в то, что армия нужна для защиты.
Надо сказать, что и во времена Толстого многие «государственники» считали позицию Льва Толстого ошибочной. Но время показало, что базовые вещи, касающиеся насилия, о которых кричал в своей публицистике Толстой, и которые, казалось бы, переворачивали существующие устои, в конце концов становятся общепринятым.
Отношение к смертной казни - этому классический пример. В начале XX века в русской публицистике возникла мощная волна против смертной казни. Потом была страшная половина 20 века с кровавыми гражданскими войнами, двумя мировыми войнами, геноцидами и кровавыми тиранами…
Но во второй половине 20 века был положен курс к отмене смертной казни в глобальном масштабе, а не только в отдельно взятой стране. Исходя из того, что смертной казни нет места в демократическом обществе, в 1983 году по инициативе Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) был принят протокол к Европейской конвенции о правах человека об отмене смертной казни в мирное время, в 2002-м - протокол об отмене высшей меры наказания при всех обстоятельствах. И в результате с 1997 года в странах-членах Совета Европы (СЕ) не был казнен ни один человек, а отмена смертной казни стала необходимым условием при принятии в СЕ.
Общепризнано, что существование смертной казни не сокращает преступность, не борется с терроризмом, а наоборот его подогревает: казненный террорист становится мучеником, нуждающимся в отмщении. Вообще смертная казнь приводит к дегуманизации общества, порождает жестокость у людей. Академик Андрей Сахаров говорил: «Наличие института смертной казни дегуманизирует общество. Я выступал и выступаю против смертной казни (и не только в СССР) ещё и потому, что эта мера наказания предусматривает наличие постоянного страшного аппарата исполнителей, целого института смертной казни». В странах, где смертная казнь разрешена, палачи являются, по факту легальными убийцами. Таким образом, государство оправдывает убийство в общественном сознании и подрывает основополагающий принцип общественной морали и нравственности, как полная неприкосновенность человеческой жизни…. (Цитирую: Всемирный День борьбы со смертной казнью. 10 октября. )
Такие же процессы произошли с отношением к наказанию детей, отношением к физическим наказаниям.
Что объединяет эти, казалось бы столь разные вещи? Ответ тут очевиден: отношение к насилию.
Я абсолютно уверена, что отношение к насилию в обществе может и должно меняться. От оправдания насилия в самых разных сферах различными суевериями к отказу от насилия во все больших и больших сферах человеческой жизни.
Я уверена, что армия - является одним из институтов насилия, которое на сегодня еще оправдывается значительной частью общества. Так что стоит ли удивляться, что и сегодня представители военкоматов, призывных комиссий в своих юридических позициях заявляют «У вас не убеждения, а заблуждения», «У вас просто предубеждения против армии».
Я же считаю, что как раз вся идеология патриотического воспитания построена на суеверии, что армия служит защите отечества. При этом, симпатизируя в целом взглядам Л.Н.Толстого, я могу не разделять отдельные элементы его «христианского анархизма». ( Но в данном тексте я не буду об этом писать подробно, потому что иначе текст станет слишком длинным)
Очень трудно доказать, что та или иная точка зрения является суеверием. Вот как вы можете доказать, что черные кошки не приносят несчастье? Или, что рыжие женщины - это колдуньи и летают на метле, когда их никто не видит. но я все- таки попытаюсь это сделать.
Армия не нацелена на защиту отечества. Небольшая историческая справка.
Возьмусь сразу за главный тезис апологетов военной службы о том, что армия не нацелена на убийство, а нацелена на защиту всего общества от нападения врагов. Обычно в этом месте люди с военно-патриотическими взглядами вспоминают историю нападения Гитлеровской Германии на Советский союз. Но давайте на время оставим это, а перейдем к событиям, которые как раз происходили уже после 1945 г
1956 - введение войск в Венгрию
1968 - введение советских танков в Прагу, подавление «Пражской весны».
Участие российских «военных специалистов» в конфликтах в различных частях планеты, лишь бы «против Америки» ( Вьетнам,
1979 - Введение советских войск в Афганистан до 1989.
1989 «Тбили́сские собы́тия» или «Траге́дия 9 апре́ля» - специальная операция по разгону оппозиционного митинга ( в основном студентки ) у Дома правительства Грузинской ССР в Тбилиси, осуществлённая в ночь на 9 апреля 1989 года силами внутренних войск МВД СССР и Советской армии. Тогда применили саперные лопатки для разгона. Погибло 21 человек и т 290 человек получили травмы, в основном студентки.
1990 -1991 -события в Литве, попытка удержать Литву в составе СССР с помощью советских войск ( неудавшаяся попытка переворота )
Участие российских вооруженных сил в конфликтах на территории бывших советских республик.
1994-1996 - Первая Чеченская война с целью удержать Чечню, провозгласившую независимость в 1991 (название Чеченская Республика Ичкерия) с составе РФ. Наиболее известный эпизод - обстрел Грозного, когда мирные жители были вынуждены жить в подвалах. Эти события были описаны в Дневнике Полины Жеребцовой.
Вторая Чеченская война ( 1999 2до начала 2000 ых -активная фаза боевых действий. Режим контр- террористической операции отменен официально в 2009 г). Во второй Чеченской, в отличие от первой, воевали контрактники, которые проявляли жестокость и совершали чудовищные преступления, в том числе против мирных жителей.
2008 г - российско- грузинский конфликт вокруг Южной Осетии. Введение российских войск на территорию Грузии.
2014 г - проникновение российских военнослужащих на территорию Украины и поддержка самопровозглашенных Луганской и Донецкой республик.
Фактически вооруженные силы РФ поддерживали сепаратистов в других странах, в то время, как в своей стране вели войну с такими же сепаратистами в Чечне.
Вторая Чеченская война велась со стороны федеральных войск под предлогом восстановления Конституционного порядка на территории Чечни.
Однако итогом стало установление диктаторского режима Кадырова в Чечне, с его секретными и не секретными тюрьмами,в которых пытают людей, так же как это делали «федералы» во время войны.
Средствами войны невозможно решить ни одной проблемы. Практика войны приводит к распространению насилия в целом.
Российские вооруженные силы сыграли подлую роль в истории с Крымом. До того, как был проведен референдум, вооруженные российские «вежливые люди» занимали здания администрации, военные части, в которых находились на тот момент украинские военные, заставляя покинуть воинские части.
Вооруженные силы России под предлогом борьбы с терроризмом в Сирии де факто поддерживают диктатора Асада, который при поддержке российской авиации и военных ведет войну против умеренной оппозиции. В результате российских авиаударов в провинции Идлиб, где скопилось огромное количество беженцев от наступления войск Асада сложилась гуманитарная катастрофа. Российские самолеты в ходе т.н. «бороьбы с терроризмом» наносят удары по мирным объектам. От военных действий страдает прежде всего мирное население, которое вынуждено жить в чудовищных условиях лагерей беженцев, страдать от бомбежек, отсутствия медицинской помощи, острой нехватки топлива, еды - всего жизненно необходимого.
Смерть и разрушение, насилие и обесценивание человеческой жизни и достоинства - вот что несут с собой попытки решать какие -либо проблемы с помощью вооруженных сил.
Это лишь краткий перечень, далеко не полный, того зла, которое несет армия.
Уверена, что тут же многие военно-патриотически настроенные люди начнут говорить, что « а они тоже…» Подразумевая, что случаи жестокости были не только со стороны российской армии.
Это никак не меняет картину.
Я абсолютно убеждена, что во- первых, во всех перечисленных случаях применения вооруженных сил, Советский союз и Россия выступали агрессорами и нарушителями прав человека. И именно армия, вооруженные силы совершали эти преступления.
А во- вторых, даже если бы военные действия можно было бы объяснять какими -то благими целями, практика применения насилия, оружия как раз показывает, что насилие, военные действия не могут решить никакой проблемы, а лишь создают новые.
Даже самая «справедливая» причина для ведения войны не порождает справедливую войну. Война порождает такой поток повседневного насилия, - прежде всего в отношении безоружных людей, - что никакие благие цели не позволяют назвать войну «справделивой». Война не достигает своих целей.
Военные действия периода Чеченской войны не уничтожили терроризм, а разожгли его. 2002 - «Норд- Ост» ( захват заложников в театральном центре на Дубровке), 2004 г - Беслан, захват школы.
Ничто не может оправдывать терроризм, захват заложников, особенно детей. Но эти трагические события лишь показывают, что войной ничего нельзя решить. И кстати, террористы на Дубровке требовали именно вывода федеральных войск из Чечни.
Я постоянно слышу упрек со стороны военно-патриотически настроенных людей в том, что я высказываюсь лишь против действий российской армии, но не критикую применение силы Америкой или другими странами.
Но во-первых, я абсолютно уверена, что настоящий пацифист должен критиковать именно власть своей страны за применение силы, потому что власть ведет войну от имени и на налоги граждан. Кстати, пацифистки настроенные люди есть практически во всех странах и именно они требуют от своих правительств прекратить расходы на войну.
А во-вторых, было бы странно, если бы гражданин РФ обосновывал свой отказ от военной службы неприятием того, что делает армия США или Германии.
Опубликовано тут:
https://vk.com/stoparmy?z=article_edit-11355367_65913