Oct 12, 2016 12:11
Я пацифист?
Иногда члены призывной комиссии и судьи считают, что убеждения против военной службы - это пацифизм. И даже задают молодым людям смешной вопрос, а не состоит ли тот в какой- либо пацифистской организации.
Но убеждения - это не членство в партии, общественной или религиозной организации. Л.Н.Толстой не состоял ни в какой пацифисткой организации. И в Стокгольм на съезд мира не поехал, хотя и написал речь для съезда.
Я не знаю, что ответить на вопрос, являюсь ли я пацифистом. Это зависит от того, что подразумевается под этим словом. Я вообще не вижу смысла даже задумываться над вопросом, относить себя к пацифистам или нет. Это очень напоминает ситуацию с учителем Дрожжиным, которого за его взгляды и отказ от военной службы стали называть «толстовцем». И, хотя, по сути, он разделял те же взгляды на насилие, на армию, что и Л.Н. Толстой, но он ответил: «Я не толстовец. Я Дрожжин» И далее пояснил, что все, что он делает, в том числе отказывается от военной службы, он делает, потому, что он так хочет, а не для того, чтобы попасть в круг Толстого и заслужить его похвалы.
Вот был ли он пацифистом? А был ли пацифистом сам Толстой в своих работах после 1881 года, в которых высказывал антигосударственные, антиармейские взгляды?
Опять таки, смотря что мы понимаем под термином пацифист. Одно точно, сами они себя так не называли. А Лев Николаевич вообще относился скептически к пацифистскому движению, которое как раз тогда активно формировалось (просто он считал бессмысленным пытаться воздействовать на государственную власть с целью предотвратить войну, поскольку источником войны считал само государство)
Изначально ведь пацифисты не были отказчиками от военной службы, а слово это употреблялось в отношении участников конгрессов мира, которых придумал называть так секретарь. Участниками конгрессов мира были журналисты, юристы, писатели, общественные и политические деятели. Целью их было разработать механизмы, которые могли бы эффективно предотвращать войну, или, по крайне мере минимизировать зло, если война все-таки началась В их программах, в отличие от публицистики позднего Л.Н.Толстого, не было призыва отказываться от военной службы. Деятели пацифизма, несмотря на свою деятельность, не смогли предотвратить Первую Мировую войну. Отказчики от военной службы в первой мировой войне как правило не использовали этот термин в отношении себя. Бертран Рассел, например, вместе с другими молодыми учеными создал Антимобилизационный комитет для вполне определенной цели - организовать сопротивление призыву в армию. Все участники его побывали в тюрьме. После Первой мировой войны термин «пацифист» стали использовать уже не в отношении участников Конгрессов Мира, а во отношении тех, кто выступал против службы в армии, против роста милитаризма.
Пацифизм обрел второе дыхание в 1960 -ых - 1970 ых годах в молодежном движении в Америке, которое совпало с рокмузыкой и Woodstock, движением против призыва, против войны во Вьетнаме, маршами на Пентагон, с движением за права ЛГБТ. Ведь не случайно одним из символом молодежных движений стал пацифик - знак, который возник в конце 1950 -ых как символ против ядерного оружия, а самыми известными слоганами, оставшимися уже с нами стали «Make love, not war» и «Bombing for peace is like fucking for virginity» (Бомбить ради мира - это как трахаться ради девственности).
Первый лозунг сегодня вошел в массовую культуру. Второй, на мой взгляд, очень популярно излагает суть пацифистских взглядов: не верить словам о справедливой войне и любому идеологическому, политическому или иному оправданию военных действий.
Что сегодня имеют ввиду члены призывных комиссий и судьи, когда спрашивают, является ли молодой человек членом какой-нибудь «пацифистской организации»? Интересно, а какие есть пацифистские организации на территории России? Ну зарегистрированные и, чтобы официально заявляли о том, что они пацифисты. Никаких пацифистских организаций нет в России и быть не может. И хотя расхожее мнение, что пацифисты - это те, кто за мир, против насилия, против использования оружия. Но тогда получается, что любой нормальный человек - пацифист, потому что он за мир, потому что он против применения оружия, против насилия. Тем не менее пацифистами большинство людей себя не считают.
А судя по группам «ВКонтакте», пацифистами себя называют те, кто рисует пацифики, носит хипповские фенечки, длинные волосы, те что-то экзотическое. Честно говоря, мне кажется, что в таком виде этот пацифизм - явление скорее виртуальное, чем реальное
Есть направление в анархистской мысли- анархо-пацифизм.
Есть религиозный пацифизм, причем в каждой конфессии есть пацифистское направление.
Есть научные исследования по истории пацифизма, в которых к пацифисткой мысли относят не только тех, кто сам себя идентифицировал как пацифиста, но и работы мыслителей, живших за много столетий до того, как появился сам термин «пацифисты»
Что имеют ввиду судьи и члены призывной комиссии, когда спрашивают, является ли молодой человек пацифистом и участвовал ли он в каких-нибудь Маршах мира????
Но это смешно сегодня. Тем более смешно в Санкт-Петербурге, где ни один из Маршей Мира - против войны в Украине - власти города не согласовали и они проходили в формате несогласованной публичной акции, участие в которой сегодня расценивается как административное правонарушение .
Мне кажется, следует говорить о пацифистских воззрениях, а не о том, чтобы называть человека пацифистом.
Ну это все равно, что каждого, кто считает, что детей нельзя бить, тут же записывать в активисты движения Против домашнего насилия. И разве от того, что человек не является активистом «Против домашнего насилия», его взгляды о недопустимости насилия в отношении ребенка, становятся менее последовательными или твердыми?
А как называть человека, который считает Свободу высшей ценностью? Либертарианцем? А если он не относит себя к этому направлению?
В том то и дело, что не надо ставить штамп, что этот человек является тем-то. Человек может разделять какие-либо взгляды, но не надо приделывать к нему табличку с названием.
И если мне зададут вопрос, являюсь ли я пацифистом, я отвечу что не на всякий прямой вопрос, можно ответить «да» или «нет», я разделяю пацифистские взгляды. Потому что, когда я пытаюсь сказать, что я пацифист, в этом есть какой- то элемент театральности. Хочется сразу посмотреть на себя в зеркало, чтобы проверить , не выросли ли крылышки и так ли выглядит пацифист Когда мы говорим о пацифистских взглядах - все гораздо проще, потому что речь идет о ценностях, а не о ярлыках.
Я разделяю пацифистские взгляды, но для меня они связаны прежде всего с ценностями Свободы . И мой отказ от военной службы связан прежде всего с ценностями Свободы. И не надо мне задавать вопрос про Ганди и его учение о ненасилии. (Кстати, вышеупомянутый Манифест против воинской повинности, Ганди тоже подписал). Почему про Ганди? Ну потому что суд и члены призывной комиссии, почитав одну брошюру с рекомендациями по- поводу АГС, твердо усвоили, что пацифизм может быть связан с учением М.Ганди о ненасилии. Поэтому, на всякий случай, чтобы не пропустить пацифизм в лице последователей М.Ганди спрашивают, не является ли молодой человек последователем М.Ганди. Отвечу в духе Е. Дрожжина: «Не является. Он является самим собой. В моем случае, убеждения против военной службы связаны не с М. Ганди, но от этого они не становятся менее значимыми.
И в пацифисткой организации я не сотою., И предоставлять справки откуда-либо не буду принципиально, потому что по своему правовому смыслу право на свободу убеждений - это право человека. Право на свободу собраний и объединений - это тоже право человека. Но право на отказ от военной службы - по своему смыслу вытекает из права на свободу убеждений, а не из права на свободу собраний.
И хотя у нас была мысль сделать Печать Движения сознательных отказчиков от военной службы и печатать такие справки, если людям надо, но потом мы подумали, что нечего приучать призывные комиссии и военкоматы просить у призывника какие-то справки. Когда призывают в армию, то ведь не просят справку, что человек не против военной службы. И не говорят, что вот если не принесешь такую справку, то не призовем в армию. Почему же надо приносить такую справку, когда человек требует для себя альтернативной гражданской?
Так что уж , уважаемые члены призывной комиссии, прошу принять заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской на основании имеющихся у Вас теперь данных. А в случае решения об отказе в замене военной службы по призыву, продолжим спор в суде первой инстанции, второй инстанции, ну и далее .
Потому что пацифисты не белые и пушистые, а упрямые и настойчивые.