А что писать то про убеждения в заявлении на АГС ( в помощь мальчикам) . Часть 2 (из шести)

Oct 12, 2016 12:05

«Отрицательное отношение к армии»
Распространена очень странная реакция наших оппонентов на высказывание отрицательного отношения к армии : « Вот видите, у него нет никаких убеждений, а просто отрицательное отношение к армии! Он просто в армию не хочет» Но простите, если у человека есть стойкие убеждения против армии, то его отношение к службе в армии вряд ли может быть положительным, а уж тем паче, исключено стремление нести военную службу. Иначе, это уже напоминает раздвоение личности.
Однако, молодому человеку, испытывающему стойкое и последовательное отвращение от армии именно в силу сформировавшихся ценностей, трудно бывает донести смысл того, что он испытывает и что, по сути, он отказывается от военной службы именно, чтобы не входить в противоречие со своими взглядами. Отказ его - есть поступок нонконформизма, т.е. бескомпромиссное следование своей совести, несоглашательство. Это то, что Альбер Камю в своем эссе «Человек бунтующий» называл словом «бунт».
Как происходит осознание, что армейская служба противоречит убеждениям? Ведь именно те ценности, которые человек разделяет, заставляют его возмущаться военной службой в разных ее проявлениях. Поэтому именно отрицательное отношение к военной службе становится важным внешним проявлением и выражением внутреннего настроя человека. Собственно само слово objection, «откуда есть пошло» обозначение явления сознательного отказа от военной службы во всех европейских языках, уже означает, -если размещать по ранжиру в соответствии с силой чувств, - «нелюбовь, неодобрение, возражение, протест».
Так что как раз наличие нелюбви к службе и протест и есть сигнал того, что происходят или произошли важные процессы в сфере убеждений, ценностей.
Возраст, отсутствие мировоззрения и ряд других моментов не имеет значения.
Иногда встречается у сотрудников военных комиссариатов мнение ( высказывали они его в письменных отзывах на заявление призывника в суд о несогласии с решением призывной комиссии об отказе от военной службы), что убеждения - это чуть ли не с раннего детства , - по крайней мере в течение длительного времени,- сложившееся твердое мнение, что оно к тому же равнозначно понятию «мировоззрение». Но это явная подтасовка и переворачивание ситуации с ног на голову. Если возьмете несколько толковых словарей, философский словарь, словари синонимов (близких по смыслу слов), прочитаете статью «убеждение», мировоззрение», то становится очевидно:
Убеждение - это стойкое, последовательное мнение о чем-либо (мнение, точка зрения!) А вот мировоззрение - это система убеждений, которые формируют целостный взгляд на мир.
И уж тем более странным выглядит критерий, что убеждения - это то, что человек разделяет на протяжении нескольких лет, чуть ли ни с раннего детства. Почему, если человек имеет какое-либо мнение по вопросу лет двадцать, то это убеждения, а если ему самому лет двадцать и его позиция сформировалась несколько месяцев назад, то это не убеждения? Очевидно, что тут просто происходит подмена понятий
Так вот, условившись о терминах, можно переходить к изложению самих убеждений и ценностей.
Знаменитые отказчики от военной службы.
Исторически сложилось так, что изначально позиция отказа от военной службы были связаны с неприятием войны, убийства, насилия. В истории отказа от военной службы есть славные имена и замечательные личности. И предвосхищая вопрос, какое отношение это имеет к изложению моих взглядов, поясню, что знакомство с материалами об этих людях и их собственными текстами, оказало на меня сильное влияние с точки зрения убеждений, противоречащих несению военной службы. Их примеры очень сильно поддержали меня в своих взглядах. В данном случае, ссылаясь на позиции всемирно известных личностей из истории, я не прибегаю к опоре на авторитет в споре со сторонниками военной службы, ибо прекрасно понимаю, что в качестве контраргумента, мне приведут гораздо больше примеров не менее известных личностей, поддерживавших военную службу, да и вообще опора на авторитет не самый плодотворный способ ведения диалога, в том числе с оппонентами из призывной комиссии.
Но разговор о моих личных убеждениях был бы не полноценным без хотя бы упоминания тех, кто укреплял меня в своих взглядах. Именно не сформировали мои убеждения, а укрепили меня в своей позиции. Не ставя задачей дать обзор всех текстов и материалов, я хочу назвать лишь некоторых из них. Учитель Евдоким Никитич Дрожжин (1866 - 1894) исходил из своих нравственно- религиозных позиций, принял решение отказаться служить, несмотря на то, что это означало тюремное заключение. В тюрьме он и умер. (Биография его с предисловием Л.Н.Толстова была издана после смерти в эмигрантском издании в Лондоне см. http://antimilitary.narod.ru/antology/droszhin/Popov_Droszhin_1.htm) Первая мировая война дала миру целый ряд отказчиков от военной службы, в том числе известных деятелей культуры. Математик Бертран Рассел, будучи атеистом, исходил из своих убеждений совести, как и многие английские преподаватели, пошел на отказ от военной службы и был подвергнут тюремному заключению. Максимилиан Волошин, русский пот и художник, живший в Крыму в Коктебеле, дважды отказывался от мобилизации : в годы Первой мирововой войны и в ходе гражданской войны. В 1916 г отправил письмо Военному министру о том, что он отказывается участвовать в братоубийственной войне, каковы бы ни были ее причины. Его спасли последствия детской травмы: освободили по состоянию здоровья от службы. Альберт Эйнштейн в это же время избегал военной службы. Эти люди вызывают у меня чувство восхищения.
И уже в их текстах видно, что неприятие военной службы связано не только с неприятием войны и убийства, но и с ценностями человеческого достоинства и свободы. Все они крайне негативно относились к армейскому культу дисциплины, строевой подготовке, к милитаристскому духу ( в общем ко всему тому, что в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и в существующей практике принято называть «военно-патриотическим воспитанием») Альберт Эйнштей вообще очень резко отзывался о тех, кто стремится маршировать, указывая на нехватку мозга. Думаю, если бы Альберт Эйнштейн вел блог в современной России, то многие материалы, размещенные на его странице, скорее всего были бы признаны экстремистскими, а доступ к его странице был бы заблокирован. (Но свободные люди, как правило, сообразительные и нашли бы выход из этой технической неприятности, устроенной Роскомнадзором)
Перечисленные отказчики от военной службы видели в армии помимо машины ведения войны, еще и подавление человеческой свободы, личности. Это хорошо отражено в Манифесте против воинской повинности, который появился уже после Первой мировой войны и который подписали многие деятели культуры разных стран, в том числе, кстати, и Альберт Эйнштейн и Бертран Рассел. В Манифесте подчеркивался колоссальный вред, который наносит обязательная военная службы молодежи, навязывая милитаристские ценности, морально уродуя молодых людей. Эта мысль особенно остро прозвучала, когда в армии европейских стран стали призывать то поколение юношей, чье раннее детство пришлось на первую мировую войну.
Previous post Next post
Up