Продолжение.
Глава 9. Игнорирование проблемы - один из классических способов её решения
«Можно подумать, что проблемы существуют только благодаря журналистам: если газетчики о них не говорят, то их и нет». Бернар Вербер
Чтобы уж в ситуацию въехать, даю несколько фрагментов из книги А.А. Опарина «В царстве пигмеев и каннибалов. Археологическое исследование книг Ездры и Неемии». Алексей Опарин - писатель, доктор терапевт, исследователь, работает в харьковской медицинской академии на кафедре терапии. Автор 26 монографий по библейской истории и 109 статей в специализированных медицинских журналах. Об авторе этой книжки в и-нете суждения разные, и ярлыки ему навешивают различные, но меня он интересует лишь постольку, поскольку многие моменты жизни коренного населения Эвенкии отражены правдиво (да! не все - уж об этом судить я смею), ну, а то, что мне показалось спорным, попросту опускаю.
«Эвенки… старое название тунгусы. Пожалуй, на земле нет другого народа, который бы при своей весьма небольшой численности, всего 25000 человек, обитал бы на площади 7 миллионов квадратных километров, от левобережья Енисея на западе, Охотского моря и Сахалина на востоке, Заполярья на севере и Амура, до границ с Монголией на юге. Некогда этот народ был одним из главных хозяев этих бескрайних земель, а ныне на них обитают и властвуют другие народы, многие из которых ему уступают в древности истории. Но эти народы сегодня строят заводы и фабрики, города и дороги, расщепили атом, а он всё продолжает жить той же жизнью, что и жил сотни веков назад. Средняя продолжительность их жизни составляет около 40 лет. Причём выглядят эвенки к этому времени, особенно женщины, глубокими старцами»
Живут многие эвенки до сих пор в чумах. Покрыты чумы летом берестой, в холодное время - оленьими шкурами. Вверху шесты, поддерживающие чум, ничем не покрыты и сквозь них видно небо. Это отверстие в «потолке» - одновременно и окно, и дымоход - в центре чума находится очаг, на котором готовят пищу и который согревает жилище. Дверь образована свисающей шкурой оленя. Это притом, что эвенкам дают квартиры, с этим проблем - нет в округе, но жить они в условиях, к которым мы так привыкли, отчего-то не любят. Рядом с многими домами - стоят чумы.
Основное занятие эвенков - оленеводство, второстепенные - рыболовство, зверобойный промысел», - так было в восьмидесятых годах прошлого века.
С давних пор путешественников поражало, что едят эвенки. И это неудивительно, ибо вплоть до наших дней они употребляют рыбу и мясо практически всегда в сыром виде. «В сыром виде эвенки употребляли сердце, почки, печень, костный и головной мозг копытных животных. Разделывая тушу убитого зверя, охотник непременно выпивал две-три горсти горячей крови. Привычка к сырому мясу, видимо, передавалась из поколения в поколение»...
Хлеб эвенки узнали от русских, но делать его не стали. Не прижилось у них и много лет насаждаемое садоводство и огородничество. А вот водка и даже пиво, несмотря на строгие указы, воспрещавшие купцам торговать «горячими напитками», сразу же завоевали широкую популярность… Наряду с водкой распространилось и курение табака…
«Врач Д. Кытманов, проведший в 1927 г. обследование коренных жителей Туруханского края, докладывал Комитету Севера о тунгусах Куркогирского рода на Подкаменной Тунгуске: «Курят все мужчины и женщины от 2-х лет». Не меньше поражало путешественников отсутствие элементарных моральных норм и понятия супружеской верности, да и семьи, как таковой… «Девство не считалось проявлением добродетели. Больше того, женщина, долго сохранявшая девственность, возбуждала сомнения в отношении её качеств: видно что-то в ней было не так… Детей, рожденных вне брака, родители воспитывали, как своих собственных… девицы ходили ночевать к своим будущим женихам, чтобы привыкнуть друг к другу, и свадьба игралась лишь после того, как рождался ребенок, ибо какая же это семья, если нет детей… пока девица не докажет способности к браку или не свыкнется с женихом, она может перебывать у нескольких женихов» - по сути, это давно уж вошло в норму и нашей жизни…
«Мужья продавали своих жен порой за водку и табак, при этом совершенно не думая о детях, которые оставались без матери. Отцы продавали своих юных дочерей старикам за ту же водку. Женщина у эвенков является товаром и настоящей рабыней».
«Из-за этого жуткого положения женщин у эвенков, их соотношения к мужчинам 100:97, т.е. на 100 мужчин приходится только 97 женщин. Такой пропорции не знает больше ни один народ. Вообще исследователи Сибири всегда отмечали, что главный порок эвенков-мужчин - это лень. В последующее время - это полное бездействие эвенкских мужчин дома и систематическое употребление ими в колоссальных дозах алкоголя и табака пытались объяснить тяжелым физическим трудом в тайге. А потом-де, придя домой на несколько недель, они нуждаются в отдыхе».
По данным Управления внутренних дел округа, в 1986 г. в Эвенкии погибло от алкоголя 30 человек, в 1992 г. - уже 152 человека, т.е. 0,6% всего населения округа (Газета "Эвенкийская жизнь", № 11-12, 17.02.1993). Насильственная смертность среди мужчин-эвенков в 3-4 раза превысила естественную.
«Очень развита у эвенков кровная месть. Пока жив хоть один представитель соперничающего рода, ему надо мстить. Эта месть завещается детям, которые передают её своим детям, и так до бесконечности».
Откуда же пришли к эвенкам столь жестокие и развращенные обычаи, которыми тяготятся они сами, но от которых и не могут отказаться? Кто или что замедлил их историческое развитие? Чтобы ответить на эти важные вопросы, необходимо рассмотреть кратко происхождение и историю эвенков, которая уходит в далёкое прошлое.
Но такую задачу сейчас я перед собой не ставлю, о другом хотела написать после перечисления особенностей жизни коренного народа Эвенкии. И книгу цитировала сознательно, потому что возможны разного рода обвинения в несправедливых нападках на представителей коренных народностей Севера. А, главное, нет у меня к этому замечательному народу никаких претензий. Но все эти беды я знала, когда работала там, какие-то могла наблюдать с грустью, болью и горечью. А вот - писать о них в начале 80-х прошлого века было нельзя, не положено - секир-башка))) Почему? Ведь оттого, что мы не поднимали эти проблемы в своих материалах, они же не переставали существовать - может, даже - хуже, уходили вглубь, принимали уродливые извращенные формы.
Интересно и другое - мне ведь никто такое требование не озвучивал - ни в Красноярском крайкоме, ни в Эвенкийском окружкоме, ни в редакции. Я это сама знала, наученная опытом предыдущей работы… И по-честному, эти советы и запреты времен восьмидесятых годов прошлого века были отвратительны и постыдны; они ломали людей, что - самое страшное. И некоторых - на корню… Поэтому, когда мне говорят про замечательные брежневские времена, у меня оживает давно затянувшаяся рана в душе - тяжёлые и смрадные были эти времена, это просто мы были молодыми и весёлыми, и дерзкими, но меру - гадко это - знали: вот эта тема - табу, а здесь аспект явления - нежелательный, не стоит о нём… И вот парадокс - в те времена (стародавние) добиться правды (или её части) и справедливости было куда легче, чем теперь, только с духом надо было собраться, но мы отчего-то этого не делали - возмущались втихаря - в компаниях и на кухнях. Откуда это рабство покорное, знаю - в крови оно у многих в нашей стране… Впрочем, куда-то меня несёт в сторону от эвенкийских проблем…
Когда в Сибирь пришли русские, начав её освоение, эвенки ушли в глухую тайгу. За свою долгую историю эвенки не создали не только государственности, но продолжали жить родами, названия которых характеризовали определённые особенности, - «род Агинкагир - лесные волки, Шамагир - люди из шаманского рода, Баягир - богачи. Во главе рода стоял вождь нюнгэ. Большая власть принадлежала старейшинам, а главное - шаманам. Здесь мы и подошли к корню бед и горькой судьбы эвенкского народа. Именно эвенки, если так можно сказать, являются отцами шаманизма. И даже слово «шаман» происходит из эвенкского языка. Шаман - посредник между миров людей и духов. Без одобрения со стороны шамана род не предпринимал ничего. Более того, часто шаманы становились во главе самого рода. Были и так называемые большие шаманы, влияние которых распространялось на несколько родов. Шаманами чаще всего были мужчины, хотя изредка были и женщины».
Чем шаман отличается от жреца или священника?
«Шаманом не становятся, шамана избирают сами духи, которые вселяются в него и подвергают его душу перерождению, после чего шаман становится человеком, обладающим сверхъестественными способностями».
Часто можно услышать, что шаманы - больные люди и мошенники, но, если бы шаманизм был бы мистификацией или примитивной религией, он бы не продержался столетия, выдержав натиск и христианства, и коммунизма, и не получил бы второе рождение в последние годы. Способности и сила шаманов поражала и поражает исследователей Сибири.
Современные учёные свидетельствуют о несомненных способностях шаманов к телепатии и ясновидению. «Главным обрядом в шаманизме является камлание. Для этого особого обряда шаман надевает специальное одеяние. У эвенков он представлял собой длинный халат, увешанный многочисленными ремнями, колокольчиками, бубенчиками, бусами, нагрудник и железную шапку с оленьими рогами. На лицо шаман одевал маску. Каждый элемент его костюма имеет своё значение. Однако, выбирал и создавал себе шаман костюм не сам, а по велению духа. Каждая новая подвеска указывала на определённый круг возможностей, которые даровал дух. Важнейшим атрибутом у шаманов является бубен, который они воспринимают, как живое существо. Бубен обтягивался оленьей шкурой. В общей сложности, костюм эвенкского шамана весил более 30 кг».
Камлание может совершаться и на открытом воздухе, и в специальных помещениях. Присутствовала однажды - зрелище не для слабонервных, и завораживающее.
Начинается оно с музыки, которую исполняет шаман, в убыстряющемся темпе: «Музыка камлания вначале нежная, неуловимая и произвольная, как шум приближающейся бури, всё растёт и крепнет; по ней зигзагами, точно молнии, пробегают дикие окрики; каркают вороны, смеются гагары; жалуются чайки, посвистывают кулики, соколы да орлы… Музыка растёт и достигает апогея, удары по барабану, частые, сильные, сливаются в один непрерывный, всё возрастающий гул: колокольчики, погремушки, бубенчики гремят и звенят, не уставая; это уже не буря, а целый водопад звуков, готовый потопить сознание присутствующих».
Вообще музыка эта какая-то нечеловеческая - в ней что-то первобытное, первородное, и тоска тебя охватывает дичайшая… На подсознание действует сильно, кстати, специалисты теперь доказали, что и на физическое здоровье человека влияет, приводя к психическим нарушениям, инсультам, инфарктам и т.д.
Смысл камлания - в призывании духов, причём очень часто в открытом призывании злых духов. Главный злой дух у эвенков называется «Авай» (черт). Добрый дух - «Сэвэки». Вот для меня всегда было загадкой - почему шаманы доброго духа не зовут? Почему злого предпочитают? Потом мне объяснили, что злых надо, мол, задабривать… Ну, да с добрыми-то проще)))
Ученые, наблюдающие сегодня это явление, не могут с материалистических позиций объяснить, откуда у шамана (человека часто очень старого или слабой женщины) могут взяться силы, чтобы плясать в костюме, который весит больше 30 кг, причем, не уставая, во всё убыстряющемся темпе. В это время шаман может засыпать угли себе в рот, втыкать нож в тело. «Могут шаманы и оторваться от земли и вылететь в дымовое отверстие чума. Попытки советских учёных дать материалистическое объяснение этим сверхчеловеческим способностям шаманов ничего не дали. А современные исследования, проводимые у шаманов в 1990-е годы, лишь подтверждают наличие этих сверхчеловеческих способностей. В период камлания шаман получает дар телепатии. Он часто называет людям те случаи из их жизни, которые никто не мог знать, либо описывает события, происходящие за много километров. И после проверки с помощью современных средств связи выяснялось, что шаман в точности описывал эти события. В конце камлания шаман начинает метаться, дрожать, выпуская нечленораздельные гортанные звуки и затем падает, теряет сознание, впадая в транс, каталептическое состояние».
И ещё о трёх явлениях, которые были всем известны в округе, но их словно не замечали.
Детское пьянство, в которое вовлекали эвенки детей сознательно, потому что надо было помогать главе семейства в стадах. Дети ведь в школу отправляются с семилетнего возраста и живут в посёлках в интернате. Детей у оленеводов много - все - мал мала меньше. В интернете можно на такое описание набрести:
«У вас один выходной в год - это день, когда приезжают геологи, и вы обмениваете оленей на водку.
В чуме вас ждут: страшная жена, семеро голодных детей, паленая водка от геологов, и соленая оленина на ужин.
Вы моетесь дважды в течении всей жизни: при рождении, и после смерти.
Вы никогда не видели горячую воду.
Настоящим лакомством для вас являются ягоды и коренья, собранные вашими детьми.
Если вы плохо пасете оленей, вы умрете от голода», - рассказ этот, конечно, явное преувеличение, но, если ослабить явный негатив его повествования, выглядят эти наблюдения достаточно правдивыми.
Отцы приезжают, якобы, навестить детей, поят их водкой, тайком увозят обратно на фактории. Детей находят и возвращают обратно…
Когда ребёнок заканчивает школу, он возвращается к родителям. В советские времена представителям национальных меньшинств дороги были открыты в любой вуз страны, а уж в РУДН - была прямая, без кочек и ухабов. А вот пользовались ею немногие…
Туберкулёз. Даже тогда о нём говорили в открытую. Помню в какой-то из командировок ко мне пристала полусумасшедшая женщина, с немало гордостью (?!) сообщившая, что у неё туберкулёз. Я инстинктивно шарахнулась в сторону, она - захохотала:
- Испугалась? Да не бойся, я лЕченая… - и танцуя, удалилась, взмахнув подолом длинной своей тёмной юбки. Через минуту вернулась:
- Боишься, что заражу? Могу!!! - и схватив меня за руки, потянула к себе.
…Необходимые лекарства тогда были, сейчас, вероятно, есть уже современное оборудование.
Только и тогда, и теперь существует такая категория людей, которым их болезнь пофигу, совершенно безразлично относятся они к болезни, и даже сознательно скрываются от врачей. Бывали случаи, когда больных доставляли в диспансер принудительно.
…Сейчас прочитала на эвенкийском сайте и обалдела: «для пациентов диспансера предусматривается даже материальное вознаграждение. В прошлом году семи больным, полностью излечившимся от туберкулеза, была выплачена денежная премия в размере двух тысяч рублей»... Беда…
И, наконец, проблемы с главным кормильцем эвенков - оленями. Тоже тогда не особо афишировалась она, хотя все о ней знали.
Оленеводство - традиционное занятие коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, неотъемлемая часть их национальной культуры и способа выживания в суровых природно-климатических условиях. Поэтому развитие отрасли имеет не только экономическое, но и огромное социально-культурное значение…
Заболевания оленей приводили к падежу, потере упитанности животных. Круг заболеваний, встречающихся в оленеводстве, достаточно широк, но чесотка и копытка уносят тысячные оленьи стада… Плюс к тому, в результате реформ оленеводство в Эвенкии в начале этого века оказалось на грани полного исчезновения (но я сейчас - о 1983-м пишу, так что забегать вперёд смысла не имеет…).
Основная часть эвенков жила в национальных поселках и работала в оленеводческо-промысловых совхозах. Каждый из совхозов размещался в одном поселке. Вся получаемая продукция - большую часть которой составляло мясо домашних оленей и промысловая пушнина - продавалась государству. Государство в централизованном порядке снабжало совхозы и поселки всем необходимым. Совхозы постоянно получали от государства дотации.
При этом значительная часть эвенков, связанных с оленеводством и охотничьим промыслом, жила, в основном, в тайге.
По официальным данным, на конец 1981 года в округе насчитывалось 165 кочевых хозяйств, общей численностью 578 человек, на конец 1986 г. - соответственно 40 хозяйств и 145 человек, дальше - цифры совсем страшные…
В общем, дико и грустно всё это. Сейчас эти данные запросто можно почерпнуть в интернете, а в 1983 - «ни-ни». Не хочу преувеличивать роль прессы в 80-е годы, но где-то в глубине души моей трепещет запоздалая надежда на то, что если б мы об всех этих «явлениях» орали били во все колокола, можно было бы избежать нарастания упомянутых процессов в 90-х и нулевых, хотя, don't be so naive… Да и не люблю я историй типа «если бы да кабы»…
…Выросли во рту грибы,
Не ходил бы Ваня в лес,
А искал бы поэтесс!
Тем более, история вообще сослагательного наклонения не терпит…