А мне нравится булгаковский Шариков, хоть кол на голове теши! Он такой простой, нехитрый, наглый, безапелляционный,всё ему понятно. Он всегда мне импонировал своей выживаемостью и идиотизмом.
По последнему пункту вижу некую схожесть с собой.
И вот сейчас прочитала любопытную статью "В защиту пса" Александра Каменецкого в "Топосе" (номер старый, - 2003 год).
Положим, мнение автора статьи я совершенно не разделяю, да и ракурс обзора тоже - он зачем-то сплетает воедино книгу и фильм.
Но позволю себе всё-таки пару достаточно интересных и дискуссионных моментов процитировать.
«Если бы мне довелось объяснять «шариковых» немцу, я бы сказал примерно следующее: «Этим словом так называемая российская «интеллигенция» (бедному немцу тоже невдомек, что означает сие, ибо в его мире существуют Kuenstler - люди творческих занятий и Intellektuelle - граждане образованные и духовно развитые, а специфической «прослойки» он не ведает), так вот, сказал бы я, этим словом наша интеллигенция пользуется в тех случаях, когда, одержимая припадком собственного величия, желает обдать грязью тех, кто не разделяет в тот или иной исторический момент ее мнения о себе самой». И ежели обалдевший немец выкатил бы на меня свои небесно-голубые глаза, ошеломленный грамматической сложностью сказанного, я бы сжалился и сформулировал проще: «Если вы в России видите перед собой человека, который с вами не согласен, можете смело назвать его «шариковым» (Scharikov). Русские вас поймут и не обидятся».
«Что за идея воплощена в образе Шарикова? Отстраненно можно предположить следующее: русская интеллигенция, озабоченная проблемами высокого порядка, породила класс монстров, которые ее, интеллигенцию, и пожрали де-факто (у Булгакова чудовище удушено благоразумным доктором Борменталем. То есть, «шариковы» котов «душили-душили», а мы их самих - р-раз! - и того. Собаке собачья смерть). Но не так ведь расставлены в романе акценты! Ищи-не ищи трудноуловимую истину, а получается одно: расплодившееся псиное отродье захватило власть и точит зубы на прелестных великомучеников, чудом еще уцелевших благородных интеллигентов... Если перенести эту метафору на реальную общественную жизнь, получается не очень красиво: высоколобый писатель Булгаков запросто обливает грязью целый социальный класс, миллионы людей, изображая их недочеловеками (Untermensch - этот термин хорошо знаком упомянутому выше немцу по учебнику истории). «Да, я не люблю пролетариат!» - без обиняков заявляет профессор Преображенский. Что ж, это его право - хотя для воспитанного и культурного человека (тем более, врача) очень странно формировать отношение к кому
бы то ни было по классовому признаку - типичный подходец оппонентов профессора - большевиков. Но ведь нелюбовь - еще не повод отказывать кому бы то ни было в праве быть и оставаться самим собой, личностью!»
Полностью эта небольшая статья ЗДЕСЬ:
http://www.topos.ru/article/1607