Дело, конечно, прошлое, фильм вышел на экраны в 1991 году.
И я бы ничего не узнала, если бы вчера подруга не пустилась в восторженные воспоминания о Монголии, в которой прожила несколько лет после универа... Влюбившись в эту страну окончательно и бесповоротно.
Рассказывала про цвет неба - марганец всех оттенков, про отношение монголов к русским учителям...
Потом как хлопнет себя по лбу, - спрашивает:
- А фильм Н. Михалкова помните - "Ургу"? Там, девки, т-акой ляп неприличный. Там кошка в юрте с ними сидит...
- И что с того? - спрашиваю, моментально вспоминая фантастической силы любовь к кошачьим в ЖЖ. - Чем тебе кошки не угодили-то?
- Я как увидела, всё... никакого доверия к фильму...Да не может там быть в юртах кошек. Никогда не было и не будет!
И рассказала нам, что в Монголии кошки, кошачий стиль и вообще любые упоминания на эту тему - плохо.
"Собака желает своему хозяину жизни, а кошка - смерти".
Кошка для монголов - нечистая сила, отвратительные существа.
Как считается исторически, это происходит потому что монголы никогда нее имели запасов зерна, которые следует оборонять от мышей котами, ну и значимости этих мохнатых тварей не прочувствовали.
Напомню содержание фильма: взяв практически анекдотическую жизненную ситуацию о том, как степной монгол поехал в город за средствами предохранения, так как по закону он не имел права иметь больше трех детей, режиссеру удалось создать произведение искусства высочайшей пробы, насыщенное добротой, человечностью и состраданием, проповедующее терпимость и понимание между народами без единой фальшивой ноты.
«Урга» - это петля на конце шеста, которым монгольские скотоводы отлавливают животных. Для тех, кто живет в степи, урга - символ любви, уединения и силы в бескрайних её просторах. Воткнутая в землю рядом с юртой урга - объявление о зачатии нового человека, нового монгола.Издалека видя этот шест, монгол не подъедет к юрте, дождется поодаль, пока шест не будет убран, чтобы не вторгаться на территорию любви.
Жена посылает мужа в город за презервативами . Он едет в город вместе с русским шофёром. Вместо презервативов покупает телевизор, кепку, велосипед и, вернувшись домой, втыкает в землю шест.
Сейчас "пошарилась", обнаружила, что у монголов вообще много "своих порядков", и некоторые очень даже добрые и интересные. Впрочем, их много, даю только несколько.Которые Н. Михалков не нарушал. в отличие от кошки в юрте, с которой лопухнулся...
- Запретными считаются имена духов священных гор, их имена хранятся в тайне, не произносятся вслух без крайней надобности.
- Копать землю у монголов считается крайне опасным, так как это влечет за собой несчастье. Также категорически нельзя рубить лес, охотиться и даже посещать некоторые "священные места".
- Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья у источников. Без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать в огонь очага. Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн, мусор, незатушенный костер. У источника воды "аршана" нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ - коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами. Нельзя громко кричать и сильно напиваться.
- Особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту. Нельзя обижать стариков. Нанесение обиды старшим - это такой же грех, как лишить живое существо жизни.
- Нельзя выплескивать остатки чая, выбрасывать не обглоданную кость, отдавать что-либо левой рукой, продавать любимого коня, наступать на пролитое молоко.
Нельзя вонзать нож в огонь, а также каким бы то ни было образом касаться огня ножом или острым предметом, или доставать ножом мясо из котла. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага. Нельзя бросать в огонь очага мусор, тряпки - это оскорбляет дух домашнего очага. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту.
- Не надо дулю показывать. Это какой-то очень скверный знак.
- Не нужно разговоров про вегетарианство. Это разновидность болезни здесь, причем, психической.
- Женщина в Монголии - главнее мужчины при всем уничижении со стороны последних.