Nov 01, 2014 14:21
Размышления об идеалах и реалиях современного градостроительства, а так же наблюдения за усилившимся интересом к урбанистике приводят к ощущению странной раздвоенности. Будто бы параллельно существуют два города. Один - консервативный и тяжеловесный, город бедных окраин, устаревших инженерных сетей, недостроенных магистралей и обманутых жителей, город пробок и "точечной" застройки. Другой - лёгкий, почти прозрачный, стремительно меняющийся, мобильный - город повсеместного WiFi, вело-инфраструктуры и общественных пространств, город парков и набережных. И странно понимать, что речь может идти об одном городе.
Очень часто на малые изменения городских пространств силами городских активистов следуют реакции "лучше б в городе дороги строили, а не ерундой страдали", "лучше б от правительства добились...", "у нас тут трубы прорывает, а им бы лавки ставить"... Город 1 крепко засел в наших умах.
Пусть второй существует пока больше в сознании крепнущих городских сообществ - он несомненно есть. Он постепенно, тонко просачивается в ментальность жителей, а точнее их запросы, их вопросы и ожидания. Постепенно, малыми средствами, горожане начинают сами менять мир вокруг себя "с низов". За последние годы городские инициативы породили не один арт-объект. Главный плюс этих изменений видится даже не в появлении очередной лавки или инсталляции, а в демократичности этих нововведений, в том что горожане начинают ощущать себя хозяевами города. Пусть не все и не сразу, но втягиваются в этот процесс. А это укрепляет ответственность и заботу о своём окружении, расширяет зону личного комфорта.
Возможно ли такими малыми шагами изменить город 1? Тот самый, очерченный ещё кульманом на генплане, зафиксированный, за бюрократизированный и неповоротливый? Можно! Причина такого оптимизма вполне конкретна и научно обоснована. Мы редко это осознаем, но пафосная фраза "город - это его жители" отражает действительность. Социологи, обратившие пристальное внимание на город, возвращают планировщика на пешеходный уровень. Градостроительная наука все больше внимания уделяет взаимодействию города и человека. Специалисты-транспортнитки отвлеклись от расчётов пропускной способности улиц в условных единицах: "А ведь перемещаются-то не машины, а люди!" Самое главное - понимание города, как проекции активности людей.
Жизнь города - это жизнь огромной толпы народа, плотно копошащейся на ничем не замкнутой территории. Нет у современного города ни оборонной крепости, ни острога и город плавно размывается, перетекая в агломерацию. Мы уже не привязаны так жёстко к рабочим местам и графику службы. Но сила центростремительного тяготения продолжает на нас влиять и мы снова едем в центр. Меняя свои ожидания, мы меняем своё отношение. Мы смотрим под ноги и над головой и нас перестают устраивать полумеры - дешевая плитка, вырубленные деревья, километровый пробки. Мы боремся за сохранение скверов, качественное благоустройство и постепенно слазим с личных машин.
Пресловутое "стадное чувство", тренд, мода - назови как угодно. Но вот уже и изменился поток выбора - вот и устарели вчерашние представления о городе. Говорят:"создайте сперва комфорт! Сделайте в электричках WiFi, смените трамваи и почистите тротуары!" Но поведение толпы - это порой абсурдное и не логичное течение по заданному ветру. На пути у этой мощной силы не могут встать ни дискомфорт, ни логика, ни даже эгоизм. Когда модное веяние соответствует устройству города, тогда огромная толпа людей постепенно подстраивается и соглашается на общий оптимум вместо личного максимума. И в этом закостенелом городе 1 формируется тонкая и прозрачная инфраструктура города 2, наслаиваясь, перекрывая и преображая его. Остаются ли на месте старые сети, руины и гетто на окраинах? Физически да. Но постепенно, меняя отношение к городу, люди втягивают все системы в новую жизнь.
Вслед за трендом обустройства центра идет тренд оживления окраин. А дальше вступают в силу законы восприятия места, брендинг-шмендинг, идентичность. И главное - сохранить романтику и детскость. Поверить, что мы действительно меняем мир вокруг себя.
урбанистика,
Город