КваZи-Лукьяненко: ходячая Санта-Барбара

Aug 05, 2016 18:23



Один московский полицейский очень не любит зомби, простите, восставших. Но и возвысившихся, разумных зомби по кличке кваzи он тоже не любит. Собственно, он вообще никого не любит кроме пить. Но тут ему дают в напарники самого настоящего квазюка, и на пару им предстоит ввязаться в кучу переделок с живыми, восставшими, квази и прочей живностью вплоть до мышей.

[Та-тада-тааа!]Собственно, стройная линия повествования начинает дробиться на первоисточники и заимствования уже при таком кратком пересказе. Разумеется, недоверчиво и настороженно относящиеся друг к другу напарники станут чуть ли не закадычными друзяшками, прям как в "Старски и Хутч" и еще где попало. Вереница разных случайных будничных дел навевает нуарное настроение "Долгого прощания" Чандлера. Ну а непредсказуемость сюжетных поворотов made by Лукьяненко - то, ради чего и стоит ждать новой порции чтива.

Вот только без загвоздок, увы, не обошлось. Хутч (или кто там из них пес?) - далеко не квази, а квази любить, дружить и вообще рефлексировать и эмоционировать не способны. Вследствие этого отношения героев порой напоминают пламенную любовь к кофеварке. У Чандлера все разрозненные и вроде бы не относящиеся к делу события в финале сплетаются в тугой убийственный комок и валят наповал. В "Кваzи" ряд событий пририсован не иначе как для заполнения пустот в количестве авторских листов. Как, например, встреча колонны с севера. Подобное внимание к совершенно проходному, ни на что не виляющему и ничего нового не раскрывающему событию вообще непонятно чем вызвано. Кроме разве что призыва: "Эй, гад ты, я тебе сколько пою-кормлю, а ты до сих пор меня в книжку не вставил!". Зато каждая случайная находка и озарение немедленно и сразу выкладывается на стол - "улики ляжку жгут!". Никаких недомолвок - за парой-тройкий исключений.

Неоспоримое достоинство - фантастический, убедительный и старательно прописанный мир постапокалипсиса с мертвяками-вегетарианцами на велосипедах, запертыми стариками и кремацией в завещаниях. Отличная черта - "одноплановость" кваzи, дающая возвысившимся мертвякам одновременно и силу, и слабость. Печалит лишь одно: все аспекты взаимоотношений живых-кваzи не показаны, а рссказаны. Объяснены, растолкованы, порой даже неоднократно, чтобы лучше запомнилось. Из-за этого проходные герои, изрекающие неестественно заданные реплики, зачастую окрашиваются в тона залежавшегося картона. Тут не до вдыхания жизни во второстепенных героев, тут надо успеть объяснить, почему финал такой, какой он есть! А то вдруг не поймут.

И еще один аспект, еще более печальный. Если мир "Дозоров" по-настоящему уникален, хоть и натаскан по кусочкам отовсюду откуда можно, то мир "Кваzи" давным-давно придуман и описан Ричардом Маттесоном. И местами даже поинтереснее: его сквернословящие мертвяки намного "живее" лукьяновских, приковылявших прямо из The Walking Dead.

Но не стоит думать, что все совсем плохо. Все как обычно хорошо: рассказывать истории доктор Лукьяненко не разучился. "Кваzи" читается запоем и взахлеб. Герои по-хорошему непредсказуемы и неоднократно сменят свой окрас на протяжении задекларированной недели или около того. Преданные читатели пособирают пасхалочки во главе с громогласным камео Божены Ры... ой, простите, Евгении Курицыной. А Санта-Барбара с потерянным и обретенным (или не обретенным) родственником - единственная линия, не объясненная полностью на пальцах, а хотя бы частично данная намеками и настроениями, и уже поэтому не огорчающая.

Электронная версия за пару сотен рублей вполне оправдывает себя. Но вот покупать дорогое бумажное издание стоит лишь если в полном собрании сочинений мэтра зияет досадная дыра.


И не верьте анонсу. Первый полицейский - не плохой, второй - не такой уж и мертвый. Да и мир спасти вполне можно было другим путем - менее громоздким и кровожадным. Но это была бы совсем другая история.

книжное

Previous post Next post
Up