Feb 24, 2010 22:54
23-го февраля 1944 года Сталин подписал указ о депортации всего населения
Чечено-Ингушетии в Среднюю Азию. Более половины из 500 000 тысяч
подлежащих депортации людей погибли при перевозке, либо стали жертвами
массовых расправ, учиненных Советскими войсками. Уцелевших ждали голод и
болезни в тяжелых условиях Сибири и Средней Азии.
За какие-нибудь несколько дней с территории, издавна населяемой их
предками, были сметены целые народности. Ингушетия и Чечня в одночасье
лишились коренного населения, и всякое упоминание о Чечне было изъято из
энциклопедий и архивов, а географические названия выбелены на картах. И только
шестьдесят лет спустя, в 2004-м году, Европейским Парламентов была принята
резолюция о признании этой человеческой катастрофы геноцидом.
Дата эта мало кому известна, но забывать о ней нельзя. Именно поэтому мы
и отмечаем этот день как Всемирный День Чечни.
День Чечни отмечается в следующих целях:
признать страдания и геноцид чеченского народа человеческой
катастрофой;
увековечить память всех жертв сталинских депортаций;
повысить сознание того, что геноцид чеченского народа является важной
вехой для всего человечества;
добиться того, чтобы жестокости, расовая дискриминация и преследования,
имевшие место во время чеченского геноцида, никогда не забывались и не
повторялись, ни в Европе, ни где бы то ни было в мире;
задуматься о тех жестокостях, которые совершаются в мире сейчас и
поднимают похожие проблемы;
обучить последующие поколения важности уроков геноцида, а также
необходимости не забывать о происшедшем;
подтвердить решимость противостоять расизму, преследованиям и
генициду;
поддержать общие стремления к воплощению идеалов справедливости,
достоинства и мирного сосуществования человечества.
Если вы хотите получить более полную информацию о Всемирном Дне
Чечни, либо узнать, как Вы можете оказать содействие или принять участие в
мероприятиях, связанных с этим событием, посетите наш сайт:
www.worldchechnyaday.org
Предыстория
23 февраля 1944 года советские власти начали осуществление незамедлительной
депортациии всего чечено-ингушского населения в среднеазиатские степи.
Глубокой зимой людей ждали расправы и голод - меры, неумолимостью и
жестокостью ничем не отличавшиеся от тех, которым в то же самое время
подвергались в Европе евреи. По приблизительным оценкам в результате погибло
не меньше половины населения Чечено-Ингушетии, хотя скорее всего число это
значительно выше.
В начале января 1944 года сотни тысяч войск НКВД начали прибывать в
маленькую горную республику и рассредоточиваться по всей ее территории. В
День Советской Армии, 23-го февраля, в каждом городе и деревне мужчины были
созваны на собрания в местные государственные учреждения. Ни о чем не
подозревая, люди шли добровольно. Однако, вместо того чтобы отмечать День
Армии, присутствующим был зачитан декрет Президиума Верховного Совета, в
котором говорилось о поголовной депортации чечено-ингушского населения в
качестве наказания за измену и сотрудничество с немецкими оккупантами.
Никаких доказательств тому, что чеченцы сотрудничали с нацистами, что
было использовано Сталиным в качестве предлога для расправы с населением,
отказывавшимся подчиняться воле Москвы, представлено не было. Немецкие
войска не дошли до чеченской территории, остановившись неподалеку от границы.
Более того, чеченские солдаты отличились во многих сражениях Великой
Отечественной войны, и были награждены большим количеством медалей для
своего сравнительно небольшого численного состава в советских войсках. Но под
конец не пощадили даже солдат, прямо из батальонов депортированных в
среднеазиатские лагеря.
В каждом городе чеченских мужчин, женщин и детей загоняли прикладами
в грузовики-студебеккеры, которые американцы по лендлизу поставляли своим
военным союзникам. Их везли на ближайший вокзал и загружали в вагоны для
перевозки скота, не снабжая их ни едой, ни соответствующей одеждой. Жителей
горных поселков сгоняли в долины пешком. Отстававших и сопротивлявшихся
расстреливали. Беременных женщин, стариков и всех, с кем при перевозке могли
возникнуть трудности, убивали. Существуют документы, описывающие эпизод,
когда 700 женщин, детей и стариков были заживо сожжены в горном поселке
Хайбах. Подобные расправы происходили повсеместно, и горные аулы дымились
потом неделями.
За несколько дней с неумолимой планомерностью целое население было
стерто с лица земли. Чечня и Ингушетия были опустошены, и картографам были
даны указания изъять все ссылки на них из документов, карт и энциклопедий.
29-го февраля Лаврентий Берия, глава НКВД, писал Сталину:
«Докладываю об итогах операции по выселению чеченцев и ингушей.
Выселение было начато 23 февраля в большинстве районов, за исключением
высокогорных населенных пунктов. По 29 февраля выселено и погружено в
железнодоржные вагоны 478 479 человек, в том числе 91 250 ингушей и 387 229
чеченцев. Погружено 177 эшелонов, из которых 159 эшелонов уже отправлено к
месту нового поселения.»
Для того полумиллиона чеченцев и ингушей, которых ждала сибирская
ссылка в оледеневшей тундре, это было еще только началом неимоверных
страданий. Закрытые вагоны ехали битком набитые семьями - мужчинами,
женщинами и детьми всех возрастов - не имевшими доступа к уборным,
лишенными возможности помыться, содержавшимися в ужасающих условиях.
Начавшаяся эпидемия тифа унесла огромное количество людей, и трагедия эта
сравнима с тем, что происходило в Бухенвальде и Освенциме. Еды практически не
было, холод и голод уносили тех, кто был ослаблен и болен. Остальные
подвергались издевательствам и надругательствам местного населения, которому
было сказано, что везут коллаборационистов.
Дмитрий Гулия, видный просветитель Абхазии, стал свидетелем ужасающей
сцены на одной из железнодорожных станций: «невероятное зрелище. Подошел
длинный поезд, битком набитый людьми, похожими на кавказских горцев. Их всех,
женщин, детей, стариков, везли куда-то на восток. Глаза их были полны тоски,
растерянности. Это были чеченцы и ингуши, и ехали они не по своей воле. Их
везли в ссылку. Они совершили серьезные преступления против родины.»
Вагоны постоянно проверяли, трупы выкидывали прямо под откос, и они
так и оставались лежать рядом с путями. В надежде суметь похоронить своих
родственников по исламским обычаям чеченцы предпринимали отчаянные
попытки спрятать тела умерших. После нескольких недель пути чеченцы оказались
раскиданы по отдаленным уголкам Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Сотни
тысяч людей были просто брошены на произвол судьбы, без еды, жилья и средств к
существованию.
Один из историков-преподавателей Московского Государственного
Университета писал спустя два десятилетия, что самый страшный и непоправимый
удар был нанесен чечено-ингушскому населению в первые два-три года, когда в
результате голода и болезней они похоронили в среднеазиатских степях десятки
тысяч своих соплеменников.
Этот период был одним из самых темных в истории чеченского народа, уже
пострадавшего в девятнадцатом веке от боев с российской армии и последовавшей
за этим вынужденной массовой эмиграцией. Многие семьи были разбросаны и
никогда уже не смогли воссоединиться.
Поселения депортированных в сущности представляли собой колонии.
Малейшие нарушения наказывались тюремным заключением или каторжным
трудом. И все же, как писал Александр Исаевич Солженицин, волю чеченского
народа к жизни сломить не удалось:
«¦Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности ó
не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это ó чечены. Я бы сказал, что
изо всех спецпереселенцев единственные чечены проявилисебя зэкам и по духу.
После того как их однажды предательски сдeрнули сместа, они уже больше ни
во что не верили. Никакие чечены нигде не пытались угодить или понравиться
начальству ó- но всегда горды перед ним и даже открыто враждебны. [Ö] И
вот диво ó- все их боялись. Никто не мог помешать им так жить. И власть, уже
тридцать лет владевшая этой страной, не могла их заставить уважать свои
законы.»
Пока Сталин был жив, чеченцы продолжали жить в неимоверно тяжелых
условиях. После его смерти в 1953 году чеченцы стали обращаться в Москву с
просьбами разрешить им вернуться на свои земли. Некоторые из них даже начали
возвращаться домой. В 1956-м году на 20-м съезде КПСС Никита Хрущев признал
несправедливости по отношению к чеченскому и другим выселенным народам. К
тому времени, несмотря на все усилия властей не допустить возвращения чеченцев
на родные земли, обратно в Чечню хлынул целый поток депортированных. Многие
везли с собой мощи погибших родственников для захоронения там, где лежали их
предки.
Однако жизнь уже не могла вернуться в прежнее русло. Страдания, нищета,
болезни и горечь, порожденные ужасами депортации 1944 года, наложили свой
тяжелый след. Многие из возвращавшихся обнаруживали, что их дома были
переданы русским или дагестанцам. Выкупить их у многих не было никакой
возможности.
Депортации были не только личной трагедией для каждого чеченца, но и
коллективной трагедией чеченского народа. Большинство старых горных аулов
было разрушено и непригодно для жилья, и многим чеченцам впервые в истории
приходилось жить в долинах, что разрушало традиционные обычаи горцев.
Огромные человеческие потери, особенно стариков, означало утрату вековых
богатых устных традиций, что было огромной потерей для чеченской культуры.
Травмы и нарушения жизненных устоев, перенесенные чеченским народом,
огромны. Горе и память о пережитом живут в сердце каждого чеченца и по сей
день.
World Chechnya Day
www.worldchechnyaday.org
Чечня,
23 февраля,
депортация