- А что произошло в Кельне? #ЖЖ25
- В Кельн я поехала в 1995 году весной - в творческую командировку на пару со знакомым художником (он не знал немецкого, а я говорю на нем свободно). Там в Кельне, на местном кладбище меня потрясла одна могила, это была могила немецкого масона по имени Отто и членов его семьи, на ней не было фамилии, только имена и масонский знак в виде треугольника и летящего сокола внутри, выбитого на граните памятника рядом со скорбными словами. Это были совершенно невыносимые и рвущие душу слова, с них я началась как художник, как будто дверь приоткрылась в пространство, где меня долго ждали.
Позже я поместила эти слова в моей неизданной книге «Дневник Княжны Мышкиной, Идиотки»:
«Tröste den der trostlos war. Hier wartet auf ein Wiedersehen
unser ganzes Erdenglück
unser einziges sonniges Kind
IRENE
geboren 12 Oktober 1921, gestorben 11 July 1943
aaach Nun sind wir vereint
Otto 1889-1957
Käthe 1896-1883».
Перевод:
«Утешение тех, кто безутешен. Здесь ждут, чтобы увидеть тебя снова,
Ты наше единственное земное счастье, наш
наш единственный солнечный ребенок
ИРЭНЭ
родилась 12 октября 1921 года, умерла 11 июля 1943 года
Ах, вот мы и вместе
Отто 1889-1957
Кейт 1896-1883».
То есть у семьи немецкого масона (высокопоставленного, судя по могиле) очень-очень любимая дочь, она умирает в 21 год (я думаю, что их девочка погибла во время бомбардировки Кельна). Мать и отец после смерти любимой дочери только и ждали, когда увидятся с ней. Потом умирает Отто в 1957, а в 1989 - его жена Кейт. Ни фамилии, ни детей, ни внуков, ничего не осталось - их история прервалась навсегда.
Вот эта фраза на практически безымянной могиле: «Ах, вот мы и вместе» - я начинаю с соплями сразу плакать. Это, конечно, смешно… Но если есть на Земле любовь настоящая - она вот именно такая.
Я не знаю, почему я так волнуюсь до сих пор из-за какой-то неизвестной мне семьи, но все черепа, манифест черепной (1995 год), манифест теографии и теомертии, манифест матизма, все матические мои работы - все это оттуда, из Кельна.
Я не знаю, связаны ли остальные черепа из этой серии, которые появились после «масонского черепа» с какими-то конкретными людьми или не связаны, но та масонская могила была импульсом для последующих черепных работ. Помню, я вошла в некое пограничное пространство между жизнью и смертью, возникло некое «черепное настроение» и черепа появлялись на бумаге помимо моей воли, я всего лишь не противилась импульсу и рисовала их больше года!
Черепа эти практически не выставлялись (была лишь одна выставка на Плющихе в 1998 году, в старинном доме рядом с Военной академией им. Фрунзе) - галеристы, которым я их показывала, боялись их выставить.
Полный текст интервью здесь -
http://www.vestnikcivitas.ru/pbls/4246