(no subject)

Jun 24, 2006 15:30

Shimotsuma monogatari/Kamikaze Girls (2004)

Японские молодежные романтические комедии кажутся серьезнее и профессиональнее американских. История про пугливую девушку, которая носит кружева и талантливо вышивает, перемешана с новейшей философией: то сатира на общество потребления, то разоблачение культа моды. Сценарий весьма остроумен (взять хотя бы фразу «бог рококо меня покарал»), временами попадаются очень красивые кадры или даже эпизоды. Но надо признать, что обилие всяких модных mtv-шных приемов в руках среднего режиссера раздражает: темные цвета, клиповая нарезка, ручная камера. Если ко всему этому привыкнуть, то очень даже мило.

Macbeth (1948)

Начну с того, что экранизация Уэллса мне понравилась даже больше фильма Полански (хотя тот меня поразил в свое время). Там, где Полански выстраивает психологическую драму, Уэллс видит мистику: у него дьявольские колдуньи пророчествуют голосом Диаманды Галас, у него Бирнамский лес движется неотвратимо, у него замок черный и словно вытесанный в скале. Композиционно уэллсовский Макбет не всегда совершенен: он следует Шекспиру, а оттого структура фильма скорее литературная, чем кинематографическая. Уэллс снимает резкую, экспрессионистскую, романтическую версию, близкую к театру начала прошлого века; у Полански экранизация пьесы более классическая: персонажи четче и объемнее, сюжет реалистичнее, краски мягче, страсти меньше, а эпической красоты больше. В каком-то смысле фильм Уэллса противопоставлен фильму Полански, как дионисийское искусство - аполлоническому.
В Макбете Уэллса всегда невероятно красиво построены кадры: три мойры с рогатинами на фоне замка, корона, похожая то на терновый венец, то на рога дьявола, в опустевшем замке камера кружит вокруг героев, изгибая их фигуры, слегка искажая пропорции, спотыкаясь о тусклый туманный свет. Темные силы, темные коридоры.
Единственное, что мне показалось сомнительным, - это, собственно, сам Уэллс в роли Макбета. Очень жаль, но здесь, в шекспировской трагедии, его мимика словно не поспевает за сильным, глубоким, выразительным голосом, его Макбет выглядит испуганным даже тогда, когда произносит страстные жестокие монологи. Впрочем, аргумент «нет Уэллса в заглавной роли - нет фильма» всегда заставляет меня замолчать.

Les Acteurs (2000)

Бертран Блие снял фильм про французское кино с французскими актерами на французские сюжеты. Вне сомнений, франкофонам и франкофилам этот фильм особенно дорог: пересматривая, они хохочут, когда традиционно мужественный Ардити играет роль гомосексуалиста, который живет с настоящим гомосексуалистом Бриали, замечают, что Бельмондо умирает с теми же движениями, что и в A bout de souffle, вспоминают классические сцены из Les Tontons flingueurs, понимают, кто такие Симон и Ив в монологе Алена Делона. Каждый актер тасует свои амплуа, как фокусник, - зритель помнит, зритель вспоминает. Смешно, например, наблюдать за Мариэлем с его истеричными героями, когда тот играет гипертрофированно нервного персонажа со специфической профессиональной паранойей. Les Acteurs сшит из разных французских жанров: там можно найти и конспирологию, и Сопротивление, и низкую комедию. Финальный телефонный звонок от давно умерших родителей звучит особенно пронзительно посреди этого карнавала.
И, конечно, это незаменимая азбучка - после просмотра можно даже во сне ответить, кто такой Клод Риш и отчего он всегда улыбается.

film

Previous post Next post
Up