Николай Шестаков. Голицыно. Уйти в пейзаж...

Sep 07, 2016 22:07

Случайная встреча предопределила это знакомство. Общаясь с дочерью Николая Шестакова, удивляюсь, в очередной раз  тесноте мира. Особенно здесь,  в Голицыно, и тому,  насколько мало, мы его знаем…
Не остановись я тогда на улице возле работ художника Юрия Николаевича, о котором писала ранее, не скоро бы узнала  о том, что жили в Голицыно два больших живописца, отец и сын- Константин Кириллович и Николай Константинович Шестаковы.
Этюды Юрия Николаевича Кругляка, того самого, с кем я познакомилась на  центральной улице Голицыно, этой весной, обратили на себя внимание благодаря   довольно простой, но  изящно  выверенной композиции, уверенной технике, чутким видением цвета. Во всем ощущалась культура и профессиональная выучка. Учитывая то, Юрий Николаевич человек не молодой…. я вдруг прикинула: может быть, есть какая-то преемственность, которая выведет на  присутствие в Голицыно какого то известного художника, приезжавшего на пленера?.... Это я предположила, не подозревая того, что  стою, замерев в предвкушении, на пороге сенсации…
Своим живописным умением, оказывается, Юрий Николаевич обязан своим  занятиям у Николая Константиновича Шестакова, мастера пленера, который  при МОСХе  руководил   секцией пейзажной живописи. В советские времена это было очень статусно, уважительно и  престижно.
-Он никогда не пользовался никакими регалиями и своими возможностями- вспоминает дочь, Екатерина Николаевна- мастерская на Масловке?-зачем ему и тут места хватало. На втором этаже, там, правда, все переделано, было у него рабочее пространство.  Телефон предлагали провести, это в те времена!- зачем ему телефон- соловья, говорил, слушать надо, а не как эта коробочка будет дребезжать….никогда нигде не  заискивал,  знакомства и связи не заводил.
-У меня сложилось впечатление, что Николай Константинович  сознательно уходил в сторону от идейного  пафоса советской эпохи, который бил ключом  во всех видах и направлениях  искусства того периода? Это не случайно? Или мне показалось?
-Он родился еще при царе, в 1916 году.
-Здесь, в Голицыно?
-Нет, в Ярцево,  Сюда они приехали, когда папе было лет  пять, не именно сюда,  вначале они жили там на Пролетарском, где потом газовое хозяйство было…Потом, когда пошел слух о раскулачивании, дед с бабушкой приехали сюда, на Виндавский… Детей  кроме папы было еще- трое братьев и трое сестер. Все ходили петь в  церковном хоре в храме, который на Вяземах. Пока не арестовали батюшку и  старосту церкви. Это зимой было, и у старосты остались дети. Так  дедушка, собирал кто что даст-кто деньги давал, кто продукты, и папа мой, ему тогда лет двенадцать было,  вставал на лыжи, и как будто катался.  Катался, катался- туда, к Вяземам, и когда уже темнеть начинало, тихонько  передавал  детям посылку. Страшно было, все боялись… Партийным  папа никогда не был- ему примером послужил , наш двоюродный родственник. Такой революционер был, Фриц Килевиц,  Естественно, был репрессирован, потом, после войны реабилитирован.
Но, как говориться, осадок остался, а с ним и  нужные выводы.
До начала Великой Отечественной войны Николай Константинович Шестаков успел  поучиться в Ленинградской Академии художеств, но с первых дней  ушел добровольцем. После учебы  в  саперном училище воевал до окончания войны, победу встретил в Берлине.
- Папа  вспоминал о войне?
-Он очень не любил это вспоминать! Рассказывал иногда какие то смешные случаи. На  пример: решил он этюды в Берлине пописать, уже после капитуляции. Вышел, закрепил свой планшет, выбрал место   под руинами здания с огромным окном. Начал  писать. Стена вдруг зашевелилась, отошла и рухнула. Папу спасло чудо- со своим этюдником  он  оказался  прямо в проеме этого окна…         
-Да, очень смешно. - представив это я поёжилась от мурашек. Развеселить такое  может, только человека, прошедшего через  войну.  
-Видимо благодаря тому, что отец был ветераном, он мог позволять себе некоторую вольность жить  самому по себе, в собственное удовольствие. Ездил  на этюды, грибником заядлым был, любил, когда друзья собирались. Члены МОСХа жили на фиксированной зарплате, так что о хлебе насущном он не пекся- писал  заказы для правительства…
-Портреты Ленина?
-Нет! Никогда  не писал  ни Ленина, ни рабочих будней. Только  пейзажи…
Голицынские?
-Ну конечно…Много работ ушло по линии МИД за границу, в качестве подарков разным дипломатам, главам государств…
-Ваш папа наверное, был художником тонкого ума, если так правильно уйдя в пейзаж, игнорируя все привилегии своего положения, сохранил  мудрый нейтралитет и человеческое достоинство.
Это очень роднит  живописца Никлая Шестакова  с писателем Михаилом  Пришвиным. Знание и чувство родной природы дает художнику возможность высказаться, не  опасаясь никаких последствий в дальнейшем, сохраняя при этом душевный покой и гражданскую честность.
Именно языком  русского пейзажа можно  говорить о красоте с людьми разных стран. Только представьте: всюду, где видят подаренные нашим правительством картины Николая Шестакова, произносят, на разных языках, одни и  те же сова: « красота, Шестаков, Голицыно»…






Шестаков Голицыно живопись пейзаж

Previous post Next post
Up