Подарок от деда- Федора Владимировича Ожигова.
Карандашный портрет Летчицы помню с раннего детства. Такое бывает - врежется в память что-то, да так и останется. Мне запомнился необычный образ девушки,в шлеме.
Столько лет прошло,но до сих пор в этом рисунки живо время.И лицо! Поразительно живое. Что-то неуловимо притягательное есть в нем. То,что заставляет смотреть на него не отрываясь. Жаль только имя летчицы осталось неизвестным, хотя все рисунки подписывались дедом, а некоторые даже имели подробные комментарии на обороте.А этот нет.
Я искала "Летчицу " два года. Мне её не хватало. А получила как весточку с фронта.
Разбирала семейный архив и не понимала, куда исчез портрет. Чудо случилось в самый канун праздника,в год 70-летнего юбилея Победы.Я нашла его в папиных рисунках. И это было тоже Чудо! Мой папа, Валериан Федорович, таким вот удивительным образом тоже напомнил о себе и поздравил с праздником.
Я так обрадовалась, что даже рассмеялась. Ничего неожиданного! В нужное время и в нужный час получить весточку сразу от двух бесконечно любимых людей. Разве это не праздник?
Федор Ожигов. Летчица, карандаш,1941
А еще были дедовские карандаши. Семейная реликвия. Вожделенный предмет детских мечтаний!
Замечательны они были тем, что имели номера и хранились в особой коробочке в шкафу с репродукциями. Раскрывалась коробочка как матрешка - снимешь первую, а в ней вторая, еще более неожиданная. А во второй - свой секрет: цветная шкала с номерами,тонкое перышко для туши и заточенный окаменевший ластик. Представляете, как мне хотелось завладеть этим богатством в 5 лет?!!!
Вот его более ранние рисунки.Какая тонкая проработка фактуры, как переданы нюансы цвета. Только диву даешься,что все это сохранилось в том же виде! Рассматриваю не дыша.
Период коллективизации.Сентябрь 1934, карандаш.
Лунгъ.12 марта 1922, карандаш.
Девочка. 1957, карандаш.