ЧУДЕСНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ ДОБРОГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ТИРАННОЗАВРА, ИЛИ О ТОМ, КАК УНИЧТОЖИТЬ УЧЕНИКА В СВОЕ

Jul 30, 2023 23:37





ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, ТЕМ БОЛЬШЕ ДРОВ

Ни для кого не секрет, что с "музыкалкой" у многих детей дела обстоят следующим образом: чем дальше в лес, тем больше дров. В начальных классах музыкальной школы родители, которые особо не заморачиваются и не пытаются вникнуть в процесс обучения, могут пребывать достаточно долго в иллюзиях по поводу музыкального развития своего чада. Особенно, если ребенок пришёл не с нуля: где-то пел, танцевал или что-то лепил к моменту поступления в музыкальный класс. Многие рассуждают так: если бы были какие-то проблемы и что-то не получалось, педагог бы сказал, раз всё тихо - значит, иди оно, как идёт, авось проскочим.

Но постепенно пелена с глаз спадает и к 3-5 классу выясняется, что не всё так безоблачно на горизонте.

- Почему вдруг что-то пошло не так? Всё же было хорошо, пятерки ставили! - недоумевает мама.

- А потому, что произведения стали больше, и «с рук» педагога брать их стало сложнее. Музыкальная память и слух перестают справляться с таким объемом не пропущенной через мозг информации, а самостоятельно читать ноты ученик не умеет, ну разве что только в Скрипичном ключе правой рукой полторы октавы (10-12 нот).

- Как же так? Разве его не учили читать ноты в Басовом ключе? Двумя руками одновременно?

- Самостоятельно - нет, только с «сурдопереводчиком», то бишь с Маэстро.

Представьте себе на минуточку весь драматизм ситуации, если б это случилось вне сферы музыкального образования, там, где давно не работает отговорка «не всем дано»!



Ходит-ходит Петя в школу, учит наизусть всё, что говорит учитель, все интонации копирует в голосе, руками машет красиво и выразительно во время чтения стихов, всем нравится, а потом - БАЦ! В один прекрасный момент, скажем в классе 5-м, дают ему учебник (и не «Азбуку») и говорят: «Ну всё, Петя, ты вырос, теперь давай уже сам читай и учи наизусть!». А тут оказывается, что САМ он находится на уровне слогового чтения «МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ» и только в черепашьем темпе может соединять буквы со звуками.

А педагог возмущается, понятное дело!

- Ну, что это такое?! А бровками показать удивление, а ручкой с чувством махнуть, а глазками поиграть?

Вот «веселуха»-то! Один думал, что учится, а другой думал, что учит. Кто кого обманывал, интересно знать? Это ж профанация чистой воды! Конечно же, можно начать обвинять педагога во всех грехах: он обманывал Петю, его родителей, государство, которое платило ему зарплату все эти годы, но главная трагедия состоит в том, что прежде всего, он обманывал самого себя! Пятерки в дневник Пете ставил за то, что тот отлично «попугайничает» на уроке, а втайне надеялся, что тот каждый день перед сном книжки читает бегло и самозабвенно! Так получается?

Ну что, представили картинку? То-то и оно! Так вот и живём...

- Как же, когда же заниматься чтением нот с учеником? - воскликнет в сердцах педагог, вздохнет в очередной раз о горькой свой судьбинушке, да и махнет на всё это дело белой рученькой - есть работа - и слава Богу!

- В конце концов, граждане, что вы хотели получить за бесплатно в этой жизни!? Какое там ЧСЛ?! У нас зачёты, экзамены, концерты, конкурсы, аттестация, конференция и ещё какая-нибудь очередная архиважная... (фигня)! Поймите вы раз и навсегда, нам совсем не до ваших детей, нам важно, чтобы школа работала и деньги перечислялись из бюджета. Ну, кого волнует, например, какая «техника чтения по нотам с листа» у вашего ребенка? Никому даже в голову не придет проверить, может ли Петя, Маша, Коля играть по нотам своё произведение, выученное к зачёту или конкурсу. А там..., если копнуть, такие парадоксы бывают направо и налево! Поэтому у нас выход один - ЗУБРИТЬ! Я показываю, а ты повторяй. И так до конца обучения под лозунгом: «Нам бы день простоять и ночь продержаться».

И вот тут начинается (фильм ужасов) «волшебное превращение» доброго, понимающего учителя в настоящего… ТИРАННОЗАВРА от музыки! Здесь мне хочется вступиться за начинающих педагогов. Для них превращение в Тираннозавра бывает столь же неожиданно и страшно, как и для ученика в их классе.

РАЗБОР НОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Многим людям и педагогам, в том числе, бывает очень непросто вспомнить то время, когда они были детьми, ходили в школу, учились, ошибались и были далеко не совершенны. Но давайте сделаем небольшое усилие и всё-таки попробуем себя представить на месте обычного ученика-НЕ вундеркинда.

Начало нового полугодия, ничто не предвещает беды. Спокойно, с улыбкой, с полным доверием и надеждой вы шагаете в класс фортепиано к любимой учительнице, к новым музыкальным победам. Открываете дверь… м-да, "не долго музыка играла»!

На пюпитре перед глазами таращится на вас всеми своими частыми черными точками и многоэтажными черточками малознакомых длительностей "РЕПЕРТУАР НА ВЫРОСТ".

Учителя (не только молодые) часто грешат своими оторванными от реальности представлениями о возможностях ученика, поэтому новый репертуар бывает очень-очень сильно на вырост. Дерзкие и смелые педагоги, окрыленные успехом подопечного, тащат его аж через две ступеньки вверх, так торопятся поскорее приобщить к высокому искусству. Чем они руководствуются, когда принимают такое жесткое решение по отношению к начинающему? Пусть каждый из читающих данный текст педагогов попробует ответить на этот вопрос себе сам, был ли в причинах таких рискованных поспешных действий пунктик «не навреди»?

Итак, общими усилиями вместе с педагогом вы разгребли за урок восемь первых тактов: отдельно левой и правой, потом с горем пополам соединили две руки вместе. Вы послушно киваете и во всем соглашаетесь с «добрым» учителем, ведь ему, наверное, лучше знать, на что вы как ученик способны, раз он не побоялся дать это произведение!

«Старички» (те, "кто дожили» до средних-старших классов) боятся этих «разборных» уроков - и неспроста! Между нами, девочками, они, в действительности далеко небезобидны для неокрепшей психики и самооценки детей и подростков.

И вот вы, продвигаясь мелкими шажочками, разобрались, наконец, куда должны смотреть глаза и где должны играть пальцы. Вы только что научились "склеивать" ноты и клавиши, а вас уже вовсю "подгоняют и толкают в спину", требуя играть правильную аппликатуру, чистую запаздывающую педаль, мелодию, которая должна «литься», убедительное крещендо, яркую кульминацию и ещё много чего ВСЕГО И СРАЗУ!

И вдруг вы понимаете, что сильно «попали», что не можете всё это вывезти одновременно здесь и сейчас! Вы ещё на грешной земле (носом в нотах), а учитель уже «взмыл ввысь» и мечтательно рассуждает о чём-то пока совершенно космическом для вашего восприятия: о плавности звуковедения, мягкой руке, бархатном звуке и т.п.

Если вам, взрослому музыканту, уже трудно представить такого рода трудности и проблемы ученика, то я позволю себе привести ещё один пример для понимания всего ужаса многозадачности, которой может обременить ученика не ведающий, что творит педагог.

Вообразите себе, что вам дали незнакомую хоровую партитуру, и вам нужно её не только

a) прочитать, но и…

b) сделать аранжировку, т.е. одновременно с партией хора читать ещё аккомпанемент фортепиано (это как минимум 2 нотных стана одновременно (10+10 линеек);

c) нужно сделать транспорт всей этой страшной красоты на большую секунду вверх (т.е. играть не то, что написано, а с переносом на одну ноту вверх на нотном стане=на одну клавишу со сдвигом вправо на клавиатуре);

d) + петь слова песни.

Представили? А теперь ещё немного усугубим нашу картинку. Как только вы предпринимаете первую попытку издать хотя бы несколько звуков, вас тут же бесцеремонно прерывает ваш Маэстро для того, чтобы сказать, что вы поете (внимание!!!) НЕ В ХАРАКТЕРЕ, темп взят слишком медленный, а песня-то веселая и бодрая!

Товарищи, ну это ж полный трэш, не находите?!

ИНСТРУКЦИЯ ПО «УНИЧТОЖЕНИЮ» СВОЕГО УЧЕНИКА

Итак, как и заявлено было в заголовке к этой статье, даю вам простой и нехитрый рецепт для «уничтожения=самоликвидации» вашего ученика.

1) Игнорируйте его действительное развитие навыков на данном этапе обучения.

2) Устройте ему многозадачность, нагрузите до макушки тем, что он должен сделать.

3) Требуйте от него невозможного.

4) Постоянно прерывайте и останавливайте его игру, пресекая любые попытки сделать хоть как-то, хоть что-то самому. Помните: он всё только испортит, если будет играть без вашей помощи!

5) Не скупитесь на кривляния и передразнивания, изображая всю убогость его игры

6) О! Есть ещё одна "классная фишка" - начните с негодованием в движениях и голосе играть его рукой и пальцами, сверху поддавливать туда, куда надо. И в момент, когда у ученика отключится мозг и он совсем перестанет соображать, где находится и что делает, - брезгливо откиньте его руки с клавиатуры и…

7) Внимание! Не пропустите этот момент, именно здесь наступает ваш звёздный час, выход его Величества Маэстро Музыки. Вишенкой на торте, последним штрихом к вашему образу будет - личный пример и показ «как надо». Сделайте это легко и непринужденно, «с душой», упиваясь каждой своей сыгранной нотой.

8) Да, после того как закончите свой концерт, не забудьте оробевшему ученику задать многозначительный, риторический вопрос: «Почему у меня получается, а у тебя нет?»

Этот вопрос очень важно задать в самом конце урока, почти перед звонком, чтобы у ученика уже просто не хватило времени вам что-то ответить. Хотя, если вы всё сделали правильно, то файлы в голове горе-музыканта ещё долго будут загружаться информацией о том, что с ним что-то не так. Вскоре он начнет сомневаться в своих силах и в его голову придут уж совсем «правильные» мысли: «Стоит ли мне заниматься музыкой, если это так сложно?»

ПОЗДРАВЛЯЮ! ВЫ - УЧИТЕЛЬ-ТИРАННОЗАВР С БОЛЬШОЙ БУКВЫ!

Вы успешно справились со своей задачей, теперь вы - учитель с большой буквы, хотя бы в своем классе, хотя бы в глазах этого конкретного ученика. А если вы будете продолжать в том же духе, так сказать, закрепите результат, то скоро к его (ученика) сомнениям присоединится ещё один бонус для вас - страх, благодаря которому вас догонит уважение и слава Великого и Могучего Тираннозавра, хотя бы на то время, пока вас будут помнить ваши ученики.

Но если вдруг…, вы ещё в состоянии чувствовать и понимать своих учеников, то я уверена, вы сможете вовремя поймать себя за руку. Если вам поперек горла такие нездоровые и странные методы в музыкальной педагогике, если вы против тирании в своём классе и ещё верите в то, что можно по-другому, - вам сюда!

По вопросам обучения пишите в личку, пишите любому педагогу Софт Моцарт, на форум Академии Софт Моцарт и лично автору инновационной системы Е.В.Хайнер admin@softmozart.com

Стучите, и да откроется вам!

Previous post Next post
Up