САМЫЙ ТРАДИЦИОННЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО - КОМПЬЮТЕРНЫЙ?

Aug 22, 2021 19:29







Всё, что будет написано ниже - это тезисы к моему несостоявшемуся в марте докладу на международном фестивале "Роза ветров". Но об этой истории, о том, почему не случилось чуть позже, в следующих статьях.

Здравствуйте, меня зовут Губочкина Елена Владимировна, я преподаватель фортепиано в школе искусств г.Чайковский Пермского края. Сегодня категорически удивлена сама себе! Я получила музыкальное образование традиционным способом и учила всех своих учеников так же как все учителя, так же как учили меня. И вот сегодня я пришла к неожиданному для себя выводу, утверждению, что, оказывается, самым традиционным способом в обучении современных детей игре на фортепиано может стать (кто бы мог подумать?!) - использование компьютера в его интерактивной связке с синтезатором!



«Но постойте, компьютер это же что-то не живое, бездушное, не эмоциональное, в конце концов, вредное! Дети и так «подсажены» сейчас на телефоны, гаджеты, компьютерные игры, если ещё и на уроке фортепиано он будет сидеть за компьютером - полнейшее безобразие!

А синтезатор? Это же просто кусок пластмассы, с примитивным электронным звуком, не имеющий ничего общего с богатым звучанием акустического инструмента: и вес клавиши не такой, и педаль не такая… Если ребенка с первых уроков учить играть на синтезаторе, как он будет привыкать потом к «настоящему» инструменту? Как же быть с работой над прикосновением, весом руки, как на синтезаторе учить «играть с опорой», доставать «дно клавиши»? Клавиатура синтезатора не может на это все реагировать так тонко, как акустический инструмент!

Компьютер и синтезатор…, чему вообще они могут научить ребенка, да ещё и в связке друг с другом? Какой красоте? Какой любви к музыке? Нет-нет, это невозможно, это чудовищно, это никак не применимо к музыке! Где угодно, но только не здесь! Кому такое только в голову могло прийти в профессиональном музыкальном образовании?!» - думала я.

В свете современных тенденций, компьютерных музыкальных игрушек и так развелось «пруд пруди». Познакомившись с парочкой из них, я поняла, что их придумали шарлатаны, обманщики, это «путь в никуда», потому что там… нет нот!



Благодаря вот таким «обучалкам» в кавычках, подрастающее поколение может быть и сможет выучить «с рук» парочку простеньких мелодий, но по нотам играть не научится точно, а значит Бах, Моцарт, Бетховен и т.д. для них навсегда останутся «вне зоны доступа». Эти игрушки «съедят» время, деньги и энергию наших детей и ничему их не научат. И, вполне возможно, скорее всего, среди «обучающихся» будут талантливые дети, которые из-за этих игрушек в музыкальную школу, до нас с Вами просто-напросто не дойдут.

И вот сегодня, я с удивлением прихожу к выводу, что в принципе, компьютер в связке с синтезатором, очень даже может помочь нам, учителям, в обучении детей музыке именно сегодня, в 21 веке. И в этом нет никакого такого уж «ноу-хау». Ведь в действительности использование компьютера и синтезатора, как инструмента для развития музыкальной грамотности - это, как оказалось, самый традиционный способ обучения.



Возможно, вы возразите мне, но давайте посмотрим на всё это с точки зрения начального музыкального обучения. Чем мы занимаемся в классе с начинающими, от чего мы больше всего устаем, и что больше всего дети не любят на уроках фортепиано?

Играть по нотам, конечно! Это трудно ученику, это не интересно и утомительно для педагога. Быть регистратором ошибок, быть «живой указкой», постоянно контролировать, снова и снова поправлять погрешности в игре ученика, и это всё длится долго и нудно. Мы тащим за собой ученика как тяжелый чемодан, эта работа изматывает нас, мы профессионально «выгораем» на этом.





Можно ли как-то исправить ситуацию? Что мы делаем для того, чтобы начальный период обучения не был таким тягостным для нас и наших учеников?

Я знаю, что все мы с Вами педагоги-музыканты - очень творческие люди. Для того чтобы ребенок понял нас, чтобы ему было интересно, мы создаем дополнительные красочные яркие материалы, преподносим сложные абстрактные понятия в игровой форме. Мы рисуем картинки, придумываем интересные задания, сочиняем стихи про ноты, интервалы, знаки, аккорды и т.д. Сами мы превращаемся порой в актеров, фокусников, а наши уроки - в маленькие театральные постановки. И всё это только для того, чтобы заинтересовать ребёнка и удержать его внимание.



Но на самом деле, сам механизм обучения ребенка прост. Ребенок должен научиться:

1. Видеть, ноту, которую нужно сыграть

2. Перевести взгляд на клавиатуру, найти клавишу, которая ей соответствует.

3. Понять, как долго её нужно держать.

Ещё И.С. Бах говорил, что «играть на любом инструменте очень легко: всё, что для этого требуется, - нажимать в нужное время на нужную клавишу. А играть он будет сам». И эти слова гениальны и просты! По сути, как бы мы что ни говорили, но до того момента, как мы придем к агогике, к оттенкам, к фразировке, все ученики должны пройти этот самый первый и трудный этап: увидеть ноту - нажать соответствующую клавишу - понять как долго её нужно держать. Пока эта цепочка действий не будет автоматизирована, двигаться дальше нет смысла.

О том, как этот механизм доводится до автоматизма и как много времени уделяется формированию этих базовых навыков у ученика на уроке по системе "Софт Моцарт" подробнее здесь:

image Click to view



А сейчас посмотрим феномен великого Моцарта. Показывал ли ему отец ноту, которую нужно увидеть, показывал ли клавишу, на которую нужно нажать и сколько нужно держать - мы не знаем. О том, как именно учил своего сына Леопольд Моцарт, сведений не сохранилось. Но что мы знаем точно, так это то, что маленький Вольфганг мог задать любой вопрос, в любое время суток и отец всегда мог его направить, подсказать и прийти на помощь.

И вот здесь возникает вопрос: а так ли был бы плох компьютер, если б он смог на начальном этапе обучения игре на фортепиано помочь новичку вот так же, как отец Моцарта, в любое время? Если бы он смог подсказать, правильно или нет ученик определил ноту и нажал соответствующую клавишу, если бы компьютер мог проконтролировать время, которое нужно держать эту клавишу?



А сейчас мне хотелось бы вам рассказать подробнее о той системе, по которой я работаю со своими учениками уже 5 лет. И возможно, Вам уже не покажется такой уж странностью и дикостью использование синтезатора и компьютера в обучении детей игре на фортепиано на начальном этапе.

Автор системы обучения «Софт Моцарт» - Хелен Хайнер, Елена Николаева, родилась в СССР, в Санкт-Петербурге, затем после переезда семьи на Украину закончила музыкальную школу по классу фортепиано (г.Покров), Музыкальное училище в г.Житомире и Харьковскую Консерваторию по специальности музыковед, музыкальный критик, преподаватель истории и теории музыки. Подробную информацию о научных публикациях автора вы можете найти здесь



В 1993 г. эмигрирует в США, где работает учителем музыки в школе Монтессори. Там же проводит масштабные исследования по проблеме восприятия нотного текста у детей разного возраста. В ходе исследование делает свое запатентованное открытие - Азбучный Вертикальный нотный стан.



При повороте нотного стана на 90 градусов ключами вверх он становится единой системой символов (нот) и звуков (клавиш).



И чтобы лучше осознать, поставлю ещё такую картинку:



А это значит, что учителю, который преподает по методу Х.Хайнер, не нужно объяснять, а ученику «зубрить», на какой линеечке и какая нота находится. Для учителя, который работает с таким Нотным станом, отпадает всякая необходимость показывать и рассказывать, где искать соответствующую клавишу, а ученику не нужно догадываться о связи нот и клавиш, потому что она стала очевидной и наглядной.

О чем ещё не нужно догадываться ученику, занимаясь по системе "Софт Моцарт"?

1. Вертикальный Нотный стан исключает путаницу в движениях рук. Ученику не нужно сидеть и думать, догадываться и высчитывать, что если нотка на нотном стане расположена выше, значит, искать её нужно двигаясь по клавиатуре вправо, а если ниже - то влево.



Потому что сейчас, в Вертикальном Нотном стане эти движения совпадают.



2. О том, например, что должна играть правая, а что левая рука.



Х.Хайнер выделяет зеленым цветом линейки Скрипичного ключа, (то, что должна играть правая рука) и коричневым цветом линейки Басового ключа (левая рука).



3. Не нужно думать и гадать о том, на линейке нота находится или между. Дополнительно в помощь зрению ученика Х.Хайнер выделяет контрастными цветами (красный и синий) ноты на линейках и между.



4. Линейки нотного стана и расстояния между ними не одинаковые по толщине, хотя являются равноценными дорожками для нот. И это ещё одна путаница для зрительного восприятия новичка. Кто-то видит линейки нотного стана как разделители строк (в школьных тетрадях, к примеру, так и есть), кто-то думает, что ноты на линеечках главные. А ширина всех клавиш одинаковая... Как с этим разобраться и связать одно с другим?

В вертикальном Нотном стане линейки и пространства Нотного стана стали равнозначными, равноправными дорожками для нот, такими же, как клавиши на фортепиано. Зрение ученика больше не обманывается, не путается в узеньких черных линейках и широких белых пространствах.



5. Новички часто путаются в линейках и пространствах как раз в районе 3-4 линеек, это связано с лимитами человеческого восприятия, которое способно запоминать только 6-7 однородных объектов. Поэтому, автор выделяет голубым цветом клавишу До Малой и 2-ой октавы, и теперь новичок может легко ориентироваться, где начинается новая октава и следующая До.



6. Поместив в ноту и на клавишу картинку с изображением Домика, Репки, Мишки и т.д., Х.Хайнер дала возможность каждому начинающему мгновенно назвать и пропеть ноту, а так же найти и нажать соответствующую этой ноте клавишу. (А не высчитывать линейки, вспоминать стишки, искать на клавиатуре клавишу, считая каждый раз от клавиши «До», которая находится перед 2-мя черными клавишами).



7. Ученику не нужно считать длительности, компьютерная графика сделала длительности "живыми", отзывчивыми. Каждая длительность в программе представлена в виде распускающегося цветка. Если не додержал длительность - беззвучно на нотке появляется Гномик, и ученик понимает САМ, что нужно подержать клавишу ещё, если же на цветке появляется Бабочка - это сигнал о том, что клавишу пора отпустить. Если на нотке появляется Паучок -то это значит, что нажата неверная клавиша. Все зрительные сигналы в программе беззвучны, и это ещё одно достоинство перед учителем-указкой, потому что об ошибках ученику учителю приходится говорить, а это голосовой звуковой сигнал, который добавляет стресса при игре, особенно если всё это сопровождается высокой интонацией, с добавлением громкости или с усталым разочарованным вздохом.



8. И, наконец, ученику не нужно сейчас догадываться о том, какие именно ноты в данный момент времени ему нужно сыграть. Вся информация о том, какие конкретно нотозвуки должны звучать, сколько по времени их нужно держать, находится на жёлтой фокусной линии. Так как зрение человека по природе своей линейно (все языки мира линейны), поэтому это очень естественно и удобно для новичка, зрение которого ещё не натренированно ориентироваться в многолинейности музыкального языка.



Вот так получился Азбучный Нотный стан, который стал понятен всем, даже малышу в 2-3 года, даже ребёнку с особенностями в развитии. Многие пятилетки, пришедшие заниматься игрой на фортепиано по программе "Софт Моцарт" уже на первом уроке могут сыграть простую песенку двумя руками в 2-х ключах!



Но это ещё не всё, это ещё только лёгкий старт (уже!!! Старт). Но ведь наша цель привести ученика к традиционным, так сказать «взрослым» нотам, чтобы он научился читать их?

Х.Хайнер изобретает различные форматы Нотного текста, которые шаг за шагом, постепенно, по чуть-чуть добавляют ученику новых зрительных задач. Это как уровни сложности в компьютерных играх! После того, как осваивается один уровень, они с азартом переходят на следующий.



Кроме того, в программе есть цифры - объективные оценщики качества сыгранного. Именно они подскажут учителю и ученику когда нужно двигаться дальше, в сторону усложнения.



Подробнее об этом здесь с 11:10 (про ЗМЗ, зрительно-моторную задержку)

Цифры! Это не просто сухие никому не нужные цифры! В них жизнь, они фиксируют, отражают каждый момент, каждый новый виток в развитии навыков ученика. Это объективный регистратор времени и ошибок.

Кто-то скептически хмыкнет, мол зачем это, считать ошибки? Это не главное!

Конечно нет, когда речь идет уже о художественном исполнении пьесы, когда пьеса разучена и отработана. Но сам процесс разбора и выучивания нотного текста могут значительно облегчить именно эти цифры! Мы все знаем, как не любят ученики повторять по нескольку раз одно и то же место, особенно, если оно не получается, не запоминается.

С программой работа над трудным местом (в программе есть возможность "вырезать отрывок" пьесы), отрывком может превратиться в увлекательную игру, азартную борьбу и это благодаря цифрам!



Опираясь на цифры, мы и ученик можем видеть объективный прогресс или регресс в игре ученика. Ученик может постараться и поменять их, он контролирует их, в его руках находится его результат, который могут увидеть (не только почувствовать) все, а самое главное - он сам! Именно цифры в программе являются мощным мотиватором к саморазвитию.



Работая по новой системе, основанной на том факте, что Нотный стан - не набор, а система, я убедилась в том, что мои ученики не только быстро и эффективно начинают учиться, но и в том, что в течение обучения их интерес к занятиям продолжает расти.

Энергия внимания на начальном этапе обучения очень большая, нельзя её растратить впустую. Поэтому именно в первые годы обучения очень важно поддерживать его, питать эту энергию и приумножать мотивацию к занятиям музыкой.

За 5 лет работы из моего класса не отсеялось ни одного ученика! Бывали случаи, когда учащиеся переезжали и вынуждены были прекратить занятия, но и в этом случае они выражали желание продолжать занятия с системой Софт Моцарт хотя бы дистанционно.

Что же так привлекает начинающих в работе с этой системой?

Компьютерная непредвзятость, учет погрешностей в цифрах и без эмоций и разумная постепенность.

Как видите, с помощью современных технологий и системы Софт Моцарт современный музыкальный педагог может сдвинуть горы: учить индивидуально, в группах, на месте и дистанционно. Учитель может начинать обучение детей с 2 лет, а также учить детей с особенностями в развитии! А главное, он может способствовать созданию нового поколения - музыкально грамотного общества.

image Click to view



Здесь разные категории студентов Академии Софт Моцарт.

Спасибо за внимание!

#softmozart, фортепиано без слёз, фортепиано для начинающих, Обучающая программа Софт Моцарт, учимсябезстресса, метод Хайнер, стать талантливым легко, фортепиано для всех, музыкальная грамотность, раннее обучение музыке, Академия Софт Моцарт, малыши за фортепиано

Previous post Next post
Up