14. ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА ИЛИ УЧИТЕЛЬНИЦА? ВОТ В ЧЁМ ВОПРОС!

Oct 10, 2020 06:39





Ленка Ф. забежала в старшую группу детского сада как к себе домой, а я мялась у входа, чувствуя, что должна как-то объяснить причины, по которым я тоже могу и должна (!) здесь работать. Мама Лены, нянечка, на вопрос «можно ли? …я тоже?», ответила: «не знаю, не знаю… надо спросить, Галины Петровны».

Как хорошо, что в этот день была Галина Петровна! Спокойно и уверенно я подошла к ней, потому что она могла выслушать и поговорить, как со взрослой, наравне и объяснить почему, если отказывает или что-то запрещает. Она была добрая, в меру строгая и справедливая со всеми, решала все детские ссоры так, чтобы никому не было обидно, и всё всем понятно: что плохо - что хорошо и как надо.

Именно ей я однажды рассказал про свою младшую группу и обиды на ***

«Старших надо уважать - малышей не обижать»,

«Когда я ем - я глух и нем», «Кто как обзывается, тот так и называется»,

«Сказка любит тишину!».

По-моему, ничего лучшего этих кратких ПРАВИЛ-АКСИОМ до сих пор не придумали, и они, надо сказать, отнюдь не детские. А ещё очень важно было научиться честно признаваться, если виноват. Под впечатлением от этих истин, однажды, как-то очень честно ей пожаловалась и одновременно призналась: «Я обзываюсь, а Женя пинается». Надо мной воспитатели «втихую» посмеялись, маме потом рассказали, а Женю Р., в угол поставили. Вот! Как здорово говорить правду)))



Галина Петровна никогда не кричала, не злилась, может, потому что была самая высокая из воспитателей, а значит, самая старшая, а значит, самая умная - поэтому её и так все слушались, без криков. С ней я решила не рисковать и больше не спрашивать: «можно ли?», а то вдруг начнёт сомневаться, скажет «подумаем и решим…», придётся ждать, томиться… Изложив ей враз все свои «неоспоримые аргументы», можно сказать, сама себя приняла на работу, ещё и условия поставила: «Зарплату можете мне пока не платить, я тут освоюсь, научусь помогать, но потом, когда будете на меня оставлять детей, если там… нужно будет срочно куда-нибудь сходить по делам, тогда уж, будьте добры, платите мне хоть сколько-нибудь».

Эх, наглость, дерзость - второе счастье! Нет, назовём это по-другому, не наглостью, а уверенностью в своих словах и силах, умением взять на себя ответственность, готовностью учиться и работать.

Не помню, как долго я туда «шастала», но видимо моё постоянство и серьёзный настрой стал слегка всех напрягать в детском саду. Галина Петровна «отбрила» меня очень мастерски, скажу я вам, не обидно, и в принципе, не обманув ни разу.

Она сказала, что для того, чтобы работать с детьми, нужно пройти медосмотр, не такой как в школе, нужно специально ехать в Нему, в больницу с врачами. Иначе - к работе с детьми заведующая детского сада меня не допустит.

А что делать? Как без медосмотра идти к детям? Вдруг проверка, штраф придётся платить родителям…

….Но я не сразу сдалась насчёт профессии воспитателя😉



ДЕТСКИЙ САД «КОЛОБОК»

Этим же летом мы с Ленкой Ф. организовали у неё на летней веранде детский сад из наших кукол, а ещё чуть -чуть пораскинув мозгами, мы распределили в 2 группы (старшую и младшую) ещё и её брата и сестёр и… до кучи всех детей из соседних домов.

Мы были оооочень строгими и дисциплинированными воспитателями. Сон-час у нас по расписанию длился ровно столько, сколько он должен был быть - 2 часа в спальне, то бишь тёмной веранде напротив.

В 1-ый же день из нашего детского сада подло сбежали «воспитанники» старшей группы: Юля С и Ирина Ф., и в голос взвыли, во время тихого часа воспитанники младшей Олег Ф, Марина Ф и Алёша С. Главное возмущение было по поводу того, что они уже сегодня в садике спали!

Тётя Люся (мама), отругала и пригрозила, что нас самих, (нас, воспитателей - возмутительно!!!) запрёт в этой веранде и уложит спать.

Потом, уже нам спокойно подсказала, объяснила, что, тихий час можно сделать чисто символическим - 5 минут, что еду в нашем садике можно сделать и настоящей, например взять яблоки из сада на полдник, что нужно ещё, в придачу ко всему, думать, как увлечь и чем занять детей, чтобы им было интересно.

Для нас с Ленкой в этот момент произошёл инсайт! Столько всего, оказывается, должен уметь делать воспитатель! Мы даже представить себе этого никак не могли!

И мы… стали тут же меняться (а шо делать?) из строгих в… творческих. Полдня мы сочиняли, «Чем развлечь гостей» (=детсадников), а потом полдня делали всё то, что сами напридумывали. Среди мероприятий была экскурсия-рыбалка под мостом реки Козлянка, просмотр бумажных диафильмов по картонному телевизору, сделанному из коробки, настольный театр-сказка «Кот в сапогах», встреча с куклой, сделанной из 3-х литровой банки и мн.др.

Кроме того, за вдохновением, за материалами к занятиям мы стали ходить в здание старой школы, куда жители со всего села носили макулатуру. Это было очень таинственно, невероятно, и оооочень секретно. Адреналин зашкаливал, потому что дверь в это здание была заперта на замок и ходить туда было запрещено. Мы с Ленкой пролазили в щёлочку рядом, там, где доска отодвигалась. Было очень страшно там находиться, мы слушали каждый шорох, искали заранее места, где будем прятаться на случай, если вдруг придёт кто-нибудь из учителей или… аааа! не дай Боже! директор школы, чтобы арестовать нас и сдать в милицию. Мы даже нашли выход через подвал здания, вдруг придётся убегать от погони.

Тем не менее, не смотря на все опасности, нас туда тянуло как магнитом, ещё бы!!! Это был… бескрайний интернет тех времён! Чего там только не было! Старые учебники, журналы, фланелевые карточки, пробирки…Мааамочки мои, как всё было интересно, воображение и фантазия просто взрывалась, когда мы находили там что-то стоящее! Материала (макулатуры) там было по пояс нам, восьмилетним. Набивая этим свои сумки и пакеты, озираясь, не увидит ли кто-нибудь, не догадается ли откуда идём, мы, довольные, бежали со всех ног домой.

Второй завлекаловкой в нашем дошкольном учреждении стало меню. Над настоящими блюдами тоже пришлось изрядно попотеть. Мы научились варить компот из сухофруктов в железной кружке на газовой плите, научились делать салат из зелёного салата, который рос на грядке, суп из клубники, яблоки с сахаром в подсолнечном масле и торт из чёрного хлеба (вместо коржей) с кремом из сливочного масла и вишенкой сверху.

И надо сказать, дела у нас наладились, из садика никто больше не сбегал и всем было очень весело играть в эту большую общую игру. Мы продержались почти всё лето. Всё закончилось, как только Ленкины одноклассницы захотели пополнить штат сотрудников ДУ "Колобок". Мы приняли на работу повара, Любу Р., которая тоже хотела быть воспитателем, и возмущалась периодически «чё это она повар?». Мы приняли учительницу из школы, Люду О., которая будет проводить познавательные экскурсии и готовить детей к школе. В итоге, получилось так, что желающих воспитывать стало почти столько же, сколько детей- воспитанников. Начались заговоры, открытые коалиции, бескровные перевороты… На этом и закончилось существование нашего доморощенного ДОУ.

ШКОЛА-ОДНОДНЕВКА

По маленькой, но власти над другими, данной нам по праву более раннего рождения, мы с Ленкой, очень скучали. Поэтому, недолго думая, уже осенью придумали организовать нечто подобное, но более серьёзного формата - воскресную школу. Мы смогли заманить всех наших бывших летних детсадников на учёбу в нашей школе в единственный школьный выходной - воскресенье! Цели были, конечно же, самые благие: «Учиться, учиться и ещё раз учиться!», как завещал В.И.Ленин.



Потом, учебной литературы запасено было на всю начальную школу вперёд. Так что… рисуем прописи, тетради, дневники, журналы. Лена ведёт русский, а я математику. И мы опять строгие и очень ответственные за результат учителя. А как же? Это ведь вам уже не детский сад! Никто здесь никого развлекать не обязан!

В профессии учителя, мне казалось, всё гораздо проще и удобнее: против силы заставлять что-то делать, в угол за руку тащить никого не надо. Вроде как сами уже большие и должны хотеть учиться на 5. Не сделал - 2 тебе в тетрадь, капризничаешь - замечание в дневник и вон из класса, "маму в школу вызову!", ха! делов-то! У учителя, в отличие от воспитателя, есть классное средство, мощное психологическое оружие против непослушания - оценка! И здесь уже можно ни с кем не церемониться!

1-ый класс после первого урока и первых двоек по математике все заревели и побежали жаловаться к маме.

2-ой класс (старшенькие) попросились в туалет и больше не вернулись. Мы с Ленкой отлавливали их потом битый час вокруг дома, вычисляя куда они могли скрыться, и поймав их наконец и схватив за заячьи шапки, тщетно пытались пристыдить и заставить вернуться за покинутые парты, потому что же «нужно учиться, чтобы стать отличницами в школе!».

На 2 голоса мы объясняли Ленкиной маме, что мы не сделали ничего такого с нашими учениками, что всё как в школе, пусть привыкают… По вопросам, касающимся учёбы в школе нас, видимо, было никак не переубедить, поэтому… воскресную школу пришлось закрыть после первого учебного дня.

ИЗГНАНИЕ РЕПЕТИТОРА

Вскоре у меня появилась ещё одна возможность побыть в роли уже домашнего репетитора по русскому языку у соседки Юльки С. Я, собственно, не навязывалась, но это предложила Юлина мама, «подтянуть» дочку по русскому, и это мне очень польстило, такое доверие со стороны взрослого человека, да ещё и учительницы.

Моя новоиспечённая ученица училась во 2-м классе, а я в 3-ем. На первом же уроке я приготовила для неё контрольный диктант за 4-ый класс (!!!), а потому что в журнале «Начальная школа», найденном в макулатуре, был только такой диктант. Я ни капельки не сомневалась, должна же я чему-то новому научить в конце концов! А это значит, что ошибки в работе я, как педагог, просто обязана найти, уж даже точно и наверняка обеспечить, поэтому, диктант за 4-ый класс был в самый раз для этой "светлой, просветительской" цели.

После этого диктанта Юлькин брат достал откуда-то папин молоток и вдвоём с сестрой они погнали меня, учительницу (!!!) отличницу в школе (!!!) взашей))) С криком «Убирайся отсюда вон! Ты нам не нужна, дурацкая учительница!».

После этого школьным предметам я больше никого не рисковала учить. А стала… учить себя! Обиженная на всех своих учеников, считая, что все они какие-то слабонервные, нежные и капризные. Может быть, из желания …доказать самой себе, своим примером, что я не такая, стала… учить себя! Учила я себя, наверное, года 2. После выполнения настоящих школьных уроков принималась играть в свою школу.

ДА НУ ИХ, ЭТИХ УЧЕНИКОВ, БУДУ УЧИТЬ СЕБЯ!

Завела журнал, где учениками были 3 мои куклы и я, где учительницей тоже была яяяяяя. (последняя буква в алфавите). Стала писать конспекты как учитель, выполняла все задания за себя и (тех девчонок) своих 3-х кукол. Причём, в своём классе из 4-х человек, была самой заядлой двоечницей, прогульщицей и постоянно опаздывала на уроки. Писала своим куклам в тетради красной пастой: «Молодец, Жанна!», «Умница, Тамара!», «Старайся, Настя!» и только себе в тетради исправляла почти каждую букву и подписывала: «Небрежно!», «Грязно!», «Плохо!», «2»!

Что это было? Как это объяснить с точки зрения психологии? Может быть желание побыть в роли двоечника, троечника, … пройти все градации, короче. Но как-то с этой игрой у меня в голове отложилось следующее: с учениками нельзя быть жёсткой, нельзя ругать, к ним надо бережно, и какие-то злые порывы ветров внутри нужно «засунуть куда подальше» от глаз и ушей своих учеников. Уж лучше направить это всё на себя, потому что ученики могут разбежаться, а от себя не убежишь.

Продолжение следует...

Previous post Next post
Up