Видео на Ютубе, которое зацепило меня и многих других за больное....
- 4 утра… и… не сплю!!! Откуда это приходит - сама не понимаю до конца.Хотела писать об этом, когда мне будет… около 60, когда я буду с каким-то большим опытом и статусом, регалиями))) но это долго, да и кто сказал, что в этом возрасте я вообще захочу писать? «Не откладывай на завтра….» «Лови волну…»)))) Когда это происходит со мной, я знаю… главное не сопротивляться и не брыкаться и всё получится! («Значит это кому-нибудь нужно!»)
- https://youtu.be/nvv3vGW3rNw - здесь мои эмоции по поводу этого видео.
Работая по программе Софт Моцарт 3-ий год, зная теперь поступенно, построчно, как и что должно быть, понимая почему и что в моём музыкальном образовании было так и не так, мне сейчас уже не страшно и не стыдно рассказать...
Уроки в подготовительной группе у меня открытые. Когда родители видят, как логично и продуманно выстроен курс обучения, как их детки радостно и весело просто "пашут"!!!! на уроке, приобретая навыки игры и работы с нотным текстом ... это раскрывает их, вызывает их на откровения о своем опыте общения с музыкой. Выслушав уже не один десяток таких душераздирающих историй, в том числе от людей музыкантов, связавших свою жизнь с музыкой!!! я понимаю, что «МНЕ, НА САМОМ ДЕЛЕ, ЕЩЁ ОЧЕНЬ ПОВЕЗЛО!»
Папа одной из учениц мне сказал, что проходил в музыкальную школу только один класс. И то, что он чётко запомнил, чему его учили - это «как надо красиво, как-то по-особенному кланяться»????!!! Потом оказалось, что причина ухода из школы был деспотичный, авторитарный педагог (не любящий детей и презирающий само начальное обучение и не принимающий несовершенство начинающих - это я добавляю).
И эти люди, ушедшие из музыкальной школы, потом идут в жизнь и извиняются перед …профессионалами «мне медведь на ухо наступил», спрашивают про своего ребёнка «Ну как, есть слух? или нет? Стоит нам обучаться, будет толк?». Запомните: Никому медведь на ухо не наступал!!! И толк есть всегда,!!! Как оказалось... Да ещё. какой толк!
У многих просто без конца менялись педагоги по ф-но. Довольно частое явление в музыкальной школе. Тема сольфеджио-ооо! Многие дети (теперь родители) сбежали после 1-х уроков сольфеджио от большого объёма непонимания теории и абстракции на уроке. (От ИНЯЗА))) Особенно мальчишки, которые не могут, по природе своей активной терпеть заниматься чем-то тем, чего они СРАЗУ НЕ ПОНИМАЮТ.
Унизительные высказывания, резкий тон… Вообще отдельная тема: битьё по рукам - это даже не в прямом смысле, это резкое убирание рук ученика с клавиш - дети воспринимают это как битьё, т.к. это, простите, личная территория и зона комфорта каждого. Только когда ученик готов вас пустить, а готов впустить далеко не каждый, это происходит, из моего опыта, только через полгода - год, а то и больше занятий, мы можем вторгаться в его пространство, не раньше! Кто-то даже хотел научиться читать ноты уже взрослым, ничего не понял и решил: «Видимо, уже поздно…» А когда оно было вовремя??? В 5, 6, 7… если выдержит - то в самый раз)))) Я начала учиться на ф-но, когда мне было почти 9…
После окончания училища, меня поразило отношение к музыкальному образованию людей, власть имущих, приходилось обращаться). «Мне вот вообще как-то музыка никак…, вот спорт - да!, поэтому - что она есть - что её нет…фиолетово! И не вижу смысла вкладываться!".
Просто крик души моей классной, талантливого математика после неудачного обучения сына в музыкалке «Моего-то Алёшку не учить!??? Да он горы свернёт, если нужно!».
А больше всего меня поразило общение с заведующей кафедры педагогики в ГГПИ, доцента. Очень талантливая, когда она вела «Историю педагогики», все просто смотрели ей в рот - я тоже!))), поэтому пошла к ней писать курсовую «Сравнение педагогических принципов педагогики К.Орфа и Д.Кабалевского». Была у неё один раз… Её взбунтовала просто фраза в моей работе что-то о том, что музыка развивает творческие способности. Она исказилась в лице, просто выместив на мне свои, возможно какие-то детские негативные воспоминания.
«Да с чего вы, музыканты взяли, что только ваша профессия - творческая? Профессия педагога - творческая, профессия учёного - творческая, профессия сантехника и дворника - творческая!!!». Говорю: «Ну как же, даже одни и те же открытия делаются в разных уголках мира, примерно одни и те же изобретения. В то время как музыканты, писатели, художники создают уникальные, неповторимые никем произведения!». - держу ответ за всех музыкантов перед женщиной вдвое старше меня, ответ за её педагогов и её, видимо, ОБИДЫ на музыкантов....
«Вы ТАК любите своих педагогов!», - с некоторым сарказмом и усмешкой, и презрением, и неприкрытым раздражением сказала она.
«Да кто у вас педагоги- то были? Один только Кабалевский!!!». Когда я начала ей говорить про Нейгауза, Артоболевскую…. целые школы, династии педагогические!... - она о них ничего не знает и слыхать не слыхивала, как и огромное большинство людей… НИКТО из тех, кто не связан с музыкальной педагогикой не знает ни о педагогах - ни о музыкантах! Осознание того, что взрослые, образованные, элитные люди, интеллигентные педагоги НЕ ЗНАЮТ НИЧЕГО О НАШИХ ВЕЛИКИХ ПЕДАГОГАХ!!! ....!!!!
Тогда, студенткой, это было для меня просто не понятно, странно…, возмутительно! Больше мы с ней не встречались, одноразового общения хватило, но за курсовую, на защите, она поставила мне «5».
Сейчас я совсем по-другому смотрю на эту ситуацию. Ведь действительно, все знают Макаренко, Коменского, Монтессори др. педагогов. ПОЧЕМУ? Да потому что эти люди жизнь и судьбу свою положили и принесли в жертву, чтобы найти способы, методы обучения ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, а не избранных, одаренных и только прилежных учеников. («Работать только с одарёнными то же самое, что дружить только с богатыми»)))
А у нас таких педагогов-музыкантов, простите, нет, которые вывели бы универсальные формулы, выработали определённую технологию, по которой можно было бы обучить МУЗЫКАЛЬНОМУ ЯЗЫКУ КАЖДОГО, ЛЮБОГО, с ЛЮБЫМИ ДАННЫМИ. Коменский и Монтессори практиковали со всеми, в том числе с детьми с ОВЗ!
Действительно, получается, что только Д.Кабалевский попытался сделать музыку ближе к каждому, внедрил музыку как отдельный предмет в общеобразовательные школы.
Зато у нас много таких, которые ярко красочно рассказывают детям О (= т.е. ходят ОКОЛО) МУЗЫКЕ, "воспитывая" таким пассивным образом, видимо, любовь к ней. Где те, которые научили бы самим проживать и чувствовать через СВОИ руки и СВОИ пальцы, глядя САМИМ в нотный текст! ? ( Мне прямо так и говорили, что весь героизм педагога-музыканта в том и состоит, "чтобы так суметь рассказать,...чтобы все всё запомнили с первого раза!").
Смысл восхищаться чем-то, да и не возможно чем-то восхищаться, пока сам «не понюхал этого», пока не понял это, не попробовал научиться этому сам.
Из личных архивов памяти:
Вспоминаю свой первый курс… Приехали мэтры-мастера из Москвы, учительница сказала «Обязательно сходи! Такие концерты большая редкость у нас». Я сходила… Проспала всё первое отделение, полконцерта! На 2-ом проснулась, ну да! там музыка была поживее и погромче))) Сейчас вспоминаю, что до того мне там казалось всё идеально, с полувзгляда понимали друг друга виолончелист и концертмейстер-пианист, ни единой ошибочки, помарочки, они витали в каком-то своем непонятном для меня высоком мире... я туда "взлететь" с ними не могла... от этого почему-то очень хотелось сначала зевать))) а потом спать
На следующий день учительница говорит: "Давно не была на таком концерте! 2 часа просто на одном дыхании!". Как я могла оценить это или там... восхититься? да никак! Ни произведений этих я не знала, ни композиторов, и за плечами ещё не было никакого серьёзного взрослого отношения к музыке! Какое отношение, Боже мой! Нотный текст после музыкальной школы был для меня джунглями! Половину хватала глазами в 1-ой-малой октаве - остальное всё на слух да с рук!
Такая же ситуация с книжкой Г.В. Чичерина (министр иностранных дел в СССР) «Революция и Моцарт» - я её открыла, готовясь к летнему коллоквиуму, прочитала пламенную аннотацию, восхваляющую автора и его книжку-дневник, начала читать дальше и… закрыла! Мне показалось - «муть какая-то, «потому что ничегООООшеньки там не понимала что и о чём и все аналогии, цитаты, аллегории, ссылки на поэзию и музыку, историю не трогали нисколько. Зато.. буквально через полгода! … имея за плечами сыгранную сонату Моцарта, другая была в стадии разбора, познакомившись детально с творчеством Моцарта на муз.литературе, поиграв темы из произведений, наслушавшись разных интерпретаций, а также игру своих однокурсников, познакомившись с исторической эпохой, предшественниками, последователями, литературными пристрастиями Моцарта... Я сама была в культурном ШОКЕ от метаморфозы, которая со мной произошла! Прочла эту книгу за один вечер, выписывая оттуда себе почти каждую строчку!
И сейчас с твёрдой уверенностью могу заявить: "Ничего лучшего о Моцарте я не читала! Точнее, понятнее, объёмнее, интереснее никто о нём не написал!"
И последнее воспоминание, касательно слушания музыки. В институте, я любила лекции своего профессора-научного руководителя Шаховского А.П. Он никогда не читал по бумажке, эти лекции по зарубежной музыке были похожи... на книгу Чичерина! И всё было хорошо, пока произведения, о которых он говорил были известны, пройдены в училище. Но потом начался курс "Зарубежная история музыки 20 века"... и вот тут началась высокая абстракция - глубокая прострация)))) В институте не было ни нот, ни учебников, не интернета, ни другого источника, где бы можно было найти информацию! А потом ещё страшная викторина... 30 произведения что ли? на слух??? Вы думаете что-то задержалось в памяти? Хоть одно имя, хоть одно название произведения??? нет, ничего! Жалкие обрывки фамилий, смутных названий... сдала эту викторину на "3"... и забыла скорее как страшный сон! А... ещё был экзамен! где то, что знала точно - была 1/3 от всех билетов, вот это был стресс! Никогда в жизни не сдавала так свою любимую музыкальную литературу!!!!
Всё это белые пятна и чёрные дыры в моем образовании, не понятые, непрочувствованные... Зачем она вообще была? Эта информация, которая не задержалась ни в одном уголке ни мозга, ни сердца?
А вот произведения, пройденные в училище на уроках муз.ры и фортепиано они навсегда со мной, это мой БАГАЖ и мой ЛИЧНЫЙ ОПЫТ взаимодействия с музыкой один на один.
Я к чему? А к тому, что все эти лекции-рассказы о музыке яйца выеденного не стоят, и даже живое исполнение! СЛУШАТЕЛЬ должен быть практически подготовлен к восприятию серьёзной классической музыки, т.е. должен быть хоть сколько-нибудь музыкально грамотным, т.е. должен уметь владеть САМ инструментом и УМЕЮЩИЙ САМ ЧИТАТЬ НОТЫ! Другого пути, чтобы полюбить, оценить и приобщиться к золотому музыкальному историческому наследию...НЕТ! Иначе это всё неосознанно, интуитивно и примерно.
Так вот эти фантомы-вспышкики-глаза-эмоции из прошлого носятся у меня и не дают мне молчать. Да потому что нисколько неинтересно ходить и думать о себе как об элитной, непонятной и непонятой большинством. И ныть всю дорогу "Какие дети пошли! Какие родители...!" Хватит пребывать в "под колпаком своих иллюзий". Все люди как люди и дети как дети) и все такие какие есть! Нужно учиться любить всех своих учеников такими, какие есть и учиться учить всех. Не просто абстрактно и отдалённо "любить", а что-то делать!!! действительно и реально ДЕЛАТЬ для того, чтобы научиться учить всех и каждого!
Продолжение следует…