Поразительно, как запавшее вглубь произведение искусства заставляет открывать все новые и новые смыслы, переживать, искать, задавать вопросы, вглядываться и вслушиваться. Это я про своего теперь уже любимого Даши Намдакова ;)
После прошлого поста о необычайных временных параллелях и поиске корней его творчество в глубокой древности, я прикоснулась к трепещущей для меня теме Времени.
Меня просто потрясают эти временные метаморфозы, когда вопрос, заданный сегодня, получает ответ из глубин веков и когда мне, современному городскому жителю, становится чуть яснее мир создателей наскальной живописи, живших не менее двухсот тысяч лет назад. А, главное, я начинаю видеть глубокий фундамент архаики, из которого по неведомым законам растет дерево современности. И рождается удивительная метафора растущего дерева жизни, где сила, устойчивость и мощь древних корней дает кроне возможность роста и разворачивается в ветвях и листве утончением, изяществом, легкостью, множественностью, движением, разнообразием, видимыми смыслами. И это дерево непрерывно растет и вверх кроной, и вниз корнями, и вширь ветвями, растягивается, расширяется. Но и постоянно обновляется: старые, безжизненные, исчерпавшие себя ветки и побеги умирают, давая возможность напитаться корням. Это для меня очень про искусство, про творчество, про вдохновение. И этот процесс происходит непрерывно и бесконечно, в вечности, но также и во времени.
Удивительным собеседником в этой теме для меня стал Павел Флоренский с книгой "Иконостас": "Если всякий согласен,... что в различных системах течет свое время, со своей скоростью и со своей мерой, то не всякий, пожалуй даже немногие, задумывался над возможностью времени течь с бесконечной быстротою и даже, выворачиваясь через себя самого, по переходе через бесконечную скорость, получать обратный смысл своего течения. А между тем время действительно может быть мгновенным и обращенным от будущего к прошедшему, от следствий к причинам, телеологическим, и это бывает именно тогда, когда наша жизнь переходит в невидимое, от действительного - в мнимое". А я бы добавила, что это бывает именно тогда, когда мы открыты восприятию.
То есть, тренируя навык живого восприятия, мы путешествуем во времени, прикасаемся к бесконечности, чувствуем вдохновение и пульс жизни, творим и находим новые смыслы.
И тут, кажется, у меня появился новый собеседник. Пойду-ка обращусь к прекрасному сборнику статей Н.А. Дмитриевой "В поисках гармонии". Зовет...
... Кажется, этот дневник превращается в череду непрерывных вопросов и мои попытки ответить на них...