Мигранты на учёте

Mar 29, 2014 12:49

Оригинал взят у lenyazhukov в Мигранты на учёте

Разрешить мигрантам работать по патентам (в том числе у юридических лиц), при этом повысив их стоимость в тех регионах, где миграция нежелательна, ввести для иностранцев специальную поквартальную форму налогового учета 5-НДФЛ, а также облагать налогом все их денежные переводы на родину до тех пор, пока нет подтверждения, что отчисления в бюджет с этой суммы уже произведены. В Общественной палате прошел круглый стол, посвященный налогообложению в сфере миграции, участники которого предложили целый ряд конкретных мер для упорядочения ситуации в этой сфере.

"Сегодня в отношении трудящихся мигрантов в России существует два направления налогообложения: либо иностранный гражданин получает разрешение на работу по квоте и НДФЛ платит за него работодатель, либо приобретает патент, осуществляя тем самым авансовый налоговый платеж. При этом, по результатам деятельности, он самостоятельно и добровольно должен подать налоговую декларацию", - отметила профессор кафедры налоги и налогообложения Финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Зверева.


Все ли мигранты, которые трудятся в России по патентам, знают, что такое "декларация" и куда ее, собственно, подавать - это большой вопрос. Но даже если знают, в этом случае мы все равно уповаем на их сознательность, хотя, сам по себе патент - уже гарантия получения минимального платежа в бюджет.

Немалые проблемы возникают и в том случае, когда налоговые отчисления за мигранта осуществляет работодатель. "По закону, работодатель обязан перечислять в бюджет 13% от заработной платы своих сотрудников, но дело в том, что отчетность по НДФЛ годовая, а за этот период мигрант может не раз сменить место работы, и контролировать факт уплаты им подоходного налога крайне сложно.

Сейчас предлагается разрешить мигрантам работать по патентам, в том числе у юридических лиц. Получил иностранный работник патент на три месяца, и если все платежи приходят исправно, его можно продлевать. На мой взгляд, это эффективный механизм. Таким образом, мы уходим от презумпции законопослушности и больше внимания уделяем налоговому контролю", - подчеркнула эксперт.

Но претензии в этой сфере есть не только к гастарбайтерам, но и к их нанимателям. Многие из них 13% из зарплаты удерживают, но в бюджет ни копейки не перечисляют. "По сути, это правонарушение, за которое стоит предусмотреть меры персональной ответственности в размере административного штрафа от 10 тыс. рублей с последующим запретом на занятие конкретными видами деятельности в течение определенного периода", - уверена Зверева.

Она обратила внимание на тот факт, что среди обязанности налогового агента, то есть работодателя, не предусмотрена декларация по НДФЛ - только общие сведения в конце года. "На сегодняшний день действует соглашение, по которому ФМС должна направлять в налоговую службу всю информацию о фактах регистрации мигрантов, выдаче патентов или разрешений на работу. Подразумевается, что в результате налоговая служба будет обладать сведениями о том, что иностранный гражданин приступил к работе на территории РФ и по нему должен выплачивать налог. Но дело в том, что налог уплачивается общим платежом, без разбивки на персоналии. Код бюджетной классификации для уплаты страховых взносов у нас сейчас един как для иностранцев, так и для физических лиц - граждан РФ. Если даже ФМС предоставит сведения о том, что мигрант приступил к работе, получив платежное поручение, мы будем видеть только общую сумму", - пояснила Зверева.

Разобраться, действительно ли за этого конкретного мигранта был уплачен налог, можно только в ходе выездной налоговой проверки, но такими мероприятиями охватывается лишь около 0,8% компаний.

В качестве решения проблемы эксперт предложила сделать для иностранных рабочих отдельную поквартальную форму налоговой отчетности, скажем, 5-НДФЛ. Что касается патентов, то, по мнению Зверевой, стоимость их должна определяться каждым регионом в отдельности. Скажем, там, где привлечение иностранной рабочей силы в регионе желательно, сумма может составлять тысячу рублей, как предусмотрено федеральным законодательством, а там, где нежелательна - может увеличиться.


В свою очередь завкафедрой налогового администрирования и бухгалтерского учета Московского налогового института Владимир Кашин предложил по примеру США ввести в России единый номер иностранца и создать единую систему учета иностранных граждан, закрепив ее за налоговой службой, чтобы все ведомства могли обращаться в эту базу безо всяких соглашений.

Обратил внимание эксперт и на проблему международных денежных переводов. "Мигранты отправляют из России порядка $15-17 млрд в год. Каким образом облагаются и облагаются ли вообще эти деньги налогом? В США, скажем, любой денежный перевод за границу, если он не связан с коммерческой деятельностью, автоматически облагается налогом в размере 30%. Если иностранец докажет, что уплатил с этой суммы налог, деньги возвращаются. Предлагаю ввести в Налоговый кодекс раздел "внешняя налоговая политика или регулирование налоговых отношений с участием иностранного элемента", как это сделано во Франции и Германии. Это позволит наладить эффективный контроль в данной сфере", - уверен Кашин.

Ведущий круглого стола, заместитель председателя Комиссии ОП по межнациональным отношениям и свободе совести Асламбек Паскачев считает, что в связи с последними событиями неплохо было бы учесть и международный опыт в этой сфере в части предоставления льгот. Например, в Испании выходцы из ряда близких в культурном и историческом плане стран получают определенные бонусы и льготы при въезде, получении гражданства, а также перечислениях денежных средств за границу.

Присутствующие на заседании чиновники отнеслись к прозвучавшим предложениям немного прагматично и с оглядкой на опыт.

"Мы предполагаем, и уже есть проект федерального закона, что иностранные граждане смогут получать патент на работу не только у физического, но и у юридического лица, которое в качестве налогового агента должно будет перечислить в бюджет субъекта налог. Причем, каждый субъект сможет установить сумму фиксированного платежа самостоятельно. Плату в размере 1 тыс. рублей установлена в рамках федерального самостоятельно, регионы могут эту планку повысить", - отметила заместитель начальника управления налогооблажения физических лиц Федеральной налоговой службы Елена Смирнова.


Что касается персональной идентификации налоговых платежей, замначальника управления департамента по организации работы с иностранцами ФМС России Дмитрий Безродный обратил внимание, что с 1 января 2014 года вступил в силу закон, согласно которому каждый иностранец, обращающийся за разрешением или патентом, автоматически ставится на налоговый учет. Его участие при этом не требуется - все происходит посредством электронного межведомственного взаимодействия.

"В разрешении на работу или патенте будет указан номер, благодаря которому можно будет персонифицировать платежи", - полагает чиновник.

В свою очередь представитель налоговой службы считает, что идея о персонификации не слишком хороша с точки зрения администрирования, ведь работодателю придется готовить отчет по каждому сотруднику, а это дополнительное время и затраты. При этом Смирнова подчеркнула, что если Минфин даст установку сделать не годовой, а квартальный персонифицированный отчет, налоговая служба примет в этом участие.


#мигранты, #МГД, #Мосгордума, #Люблино, налоговаяслужба, #ТКСадовод, #ТЯКМосква, #выборы2014, #Марьино

Previous post Next post
Up