Помнить историю

Nov 29, 2012 21:54

В свежем номере газеты "Костромские ведомости" увидела статью о моём вузовском преподавателе истории КПСС Викторе Романовиче Веселове. Теперь он профессор, доктор исторических наук и к тому же - поэт, член Союза писателей России. А тогда, в 1974 году, это был ещё довольно молодой человек, но очень строгий преподаватель. Мы его побаивались, но слушали лекции с интересом и усердно  конспектировали работы классиков марксизма-ленинизма (что было не очень увлекательно). На семинарах я никогда не поднимала руку и не вызывалась выступать. И поплатилась за это на экзамене. Отвечала я на пятёрку, но суровый Виктор Романович сказал:
- Вы были неактивны в семестре, поэтому "отлично" поставить не могу, только "хорошо". Я возражать не стала, так как думала, что для самого первого моего институтского экзамена в первом семестре это - прекрасный результат! А потом оказалось, что все остальные экзамены я сдала на пятёрки, и не видать мне повышенной стипендии только из-за истории КПСС. А тут ещё наша куратор начала мне пенять:
- Что уж ты историю не могла выучить на отлично? Что там особенно сложного? Была бы сейчас отличницей...
Мне стало обидно, и я наябедничала на сурового преподавателя по поводу того, что отметка снижена вовсе не за знания, а за мою инертность и молчаливость. Куратор разобиделась и упрекнула Виктора Романовича в том, что он ей портит показатели успеваемости в группе. Виктор романович тоже обиделся, изловил меня в коридоре и сказал укоризненно:
- Зачем же сразу жаловаться? Нехорошо...
А через некоторое время нам были заданы доклады, которые мы должны были читать перед всем курсом. Мне досталась тема: "В.И. Ленин - журналист и редактор". Я нашла несколько прекрасных книг на эту тему и написала расчудесный доклад. Но надо же было такому случиться, что в день выступлений я позабыла тетрадку со своей писаниной дома. А Виктор Романович из всех семидесяти пяти человек нашего курса самой первой вызвал выступать именно меня. Я встала, понурив голову, и сказала:
- Я тетрадку с докладом дома забыла...
- Ну что ж, - отвечал преподаватель, - поезжайте домой, возьмите тетрадку, и ещё успеете выступить в конце второго часа. А мы пока послушаем других. Сколько вам надо времени на поездку?
- Минут 40.
- Прекрасно, отправляйтесь.
Я ехала в троллейбусе и думала, что Виктор Романович подозревает, что я ему нахально соврала, никакого доклада у меня нет, за 40 минут его не напишешь, и тогда преподаватель влепит мне законную "пару". А доклад-то был!!! И я его привезла в срок! Мне сразу же предоставили слово. Я прочитала доклад громко, выразительно и с превеликой радостью.
- Отлично! - сказал Веселов. - Вот, учитесь, товарищи студенты, как надо писать доклады на очень важные и сложные темы.
Во втором семестре на экзамене по истории КПСС у меня была уже пятёрка.

А недавно я вновь встретилась с Виктором Романовичем на поэтических тусовках. У него кроме научных монографий по истории России вышло целых 6 поэтических сборников! Очень хорошие стихи - о военном детстве, о Родине, о природе, о людях, о философских раздумьях. История и литература переплелись в единое целое. Я позволю себе привести несколько цитат из интервью Виктора Романовича Веселова газете "Костромские ведомости" (2012 г. №47).
"Историю мерить школьными баллами рискованно, но в последнее время мы больше похожи всё-таки на двоечников. Количество невыученных уроков достигло "критической массы". Недалеко и до взрыва. Главная наша ошибка - неуважительное отношение к своему прошлому".
"Если всё время мы будем пинать свою историю, откуда возьмётся интерес к ней у наших детей и внуков? Пресловутая система ЕГЭ убивает живую мысль, приводит к натаскиванию, начётничеству. Последствия уже сказываются. Надо менять ситуацию".
"Развитые страны переходят фактически к всеобщему высшему образованию. А нас приглашают в позапрошлые времена, в ремесленные училища, школы для малограмотных, а всё остальное только за плату".

И напоследок я приведу четверостишье, которое Виктор Романович посвятил Пушкину:
"Звезда пленительного счастья
На русском небе не взошла.
На нём всё та же смута, мгла
И вечный призрак самовластья..."

мемуары, история, воспоминания

Previous post Next post
Up