Любопытное мнение директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» и члена Общественной палаты РФ Михаила Блинкина о маниакальном стремлении московских властей превратить в бессветофорные магистрали все крупные улицы города вообще и грядущей
реконструкции Ленинского проспекта в частности обнаружилось в одном из недавних номеров
журнала «Итоги»:
«В мегаполисах и агломерациях Северной Америки, в продвинутых азиатских городах конфигурация улично-дорожной сети двухконтурная: первый контур - это улицы, на которых главенство отдается пешеходам и общественному транспорту, второй - фривеи, где абсолютный приоритет за автомобилями». Эти два контура взаимодополняют друг друга, а смешивать их негуманно и непродуктивно. У нас же такое «кровосмешение» возведено в норму, в гибриды превращены почти все магистрали, построенные или реконструированные за последние годы. В Москве, к примеру, есть удивительное понятие - «магистральная улица непрерывного движения», оно даже на английский не переводится. Не может быть улицы непрерывного движения - либо она для общественного транспорта со светофорами и пешеходными переходами, либо это скоростная магистраль. В результате пропускная способность нашей гибридной дорожной сети почти в два раза ниже, чем у «сепаратной».
Ошибкой городских властей Блинкин считает и лозунг бессветофорного движения - у нас сегодня и так светофоров в 5-7 раз меньше необходимого. «Давайте представим себе бессветофорный Ленинский проспект, - продолжает Михаил Блинкин. - Мы доедем со стороны области до площади Гагарина и встанем в пробку, которую образуют съезды и выезды с ТТК. Получится эффект ударной волны. А дальше у нас по курсу стоящая Якиманка. Светофоры на самом деле играют роль дроссельной заслонки, распределяя транспортный поток во времени. В Нью-Йорке, к примеру, светофоры работают весьма эффективно, создавая равномерное движение на всех отрезках улиц».
Действительно, не только экспертам, но и многим рядовым обывателям давно очевидно, что маниакальная борьба московских властей со светофорами на городских улицах - редкостная глупость, помноженная на личную заинтересованность в огромных бюджетах на строительство бессмысленных эстакад и тоннелей. Светофор вовсе не тормозит движение, как думают
некоторые недалёкие автолюбители и московские чиновники, а регулирует его! Ведь скоростные бессветофорные автомагистрали эффективны только в условиях приближенным к сельской местности, где ответвления и примыкания к основной дороге встречаются лишь раз в несколько километров и при этом чуть ли ни 99% трафика движется в прямом направлении. А в условиях плотного городского движения с огромным разнообразием маршрутов и примыканиями чуть ли ни из каждого двора ликвидация светофорного регулирования на отдельных улицах приводит лишь к хаосу и усугублению транспортной ситуации
И даже в случае самой идеальной реконструкции без создания новых проблемных мест ускорившийся на обессветофоренном Ленинском проспекте трафик просто быстрее приедет в первое узкое место и сильнее его запрёт. Таковым
естественным бутылочным горлышком, как верно отметил Блинкин, там является площадь Гагарина, где имеются не только съезды с ТТК. Но главное, что ещё там же сначала в 4-полосный Ленинский вливаются 3-полосные улица Косыгина и проспект 60-летия Октября. В результате даже движущиеся по Ленинскому исключительно прямо автомобили, сэкономив немного на отсутствии светофоров, потеряют гораздо больше времени в нерегулируемом хаосе затора на площади Гагарина. А уж те, кому надо повернуть на Ленинский или наоборот съехать с него потеряют ещё больше.
И это только в самом идеальном случае (который скорее всего возможен только, если отрезать все остальные примыкания к Ленинскому между МКАДом и пл.Гагарина). А если смотреть реальные
планы реконструкции Ленинского проспекта, то такая же ситуация рискует возникнуть и в районе всех других перекрёстков, которые будут превращены в многоуровневые развязки, где локальные расширения и отсутствие светофорного регулирования приведут только к хаосу и усилению пробок.