Сходили на Руслана и Людмилу. Все, кто сбежал во втором антракте - слабаки. Сразу понятно, не повидали на своем веку. Испугались трешухи, - дети! Освистания звучали неубедительно. «На мыло!!» - ну, это было смехотворно. Сначала научитесь «Ебать коней», а потом ходите в театр проваливать постановки, дилетанты жалкие. И артисты, кстати, в чем виноваты? На мой взгляд, Джиоева заслуживала большего, чем жидкие хлопки. Ну, то есть вы понимаете, да - вот точно такого же уровня пение в любых других обстоятельствах - в любом другом московском театре или даже в этом же, но на новой сцене вызвало бы экстаз и шквал аплодисментов и все бы кончили. Но вот же! - когда все пришли - кто на ремонт, а кто поглумиться над Черняковым, то сразу уже руки не поднимаются, хлопать нету сил, дескать пение ужасно, акустика плохая и т.д. Акустика, кстати, хорошая. То есть мы сидели в 14 ложе бельэтажа. Оркестра было не слышно вообще. А вот певцов было слышно так хорошо, что мы в антракте с Люсей даже боялись некоторое время заговорить об этом. Ну, в любой точке сцены, в глубине, в вышине, хоть как - слышно фантастически. Понимаете? - В буфете Люся наконец-то сказала: «Ты это слышала?» и я говорю «Значит, мне не показалось?». Ну, двоим-то не показалось. Слышно СЛИШКОМ хорошо. Я ни на что конкретное не намекаю, я просто не понимаю, что происходит.
Времени у меня - десять минут. Но очень на счет праведных негодований общественности хочется еще сказать. Черняков - типичный генератор идей, его прет без компота, мульки, фишки, ништячки, вот, и такая идея - пожалуйста, и вот такая идея, и вот такая идея, и еще сто идей за пять часов, и вот тут аллюзия, и вот тут чечетка, и тут бах!, и тут экран, с помехами и т.д. Креативность - это же отрава, она мышление современных художников отравила. Для людей с фантазией - губительно. Ремесленничества - нет. Никто не может работать, патологически. Все хотят только креативить и зафигачивать. Все хотят фантанировать, а делать никто не хочет. Локализация высказывания и редактирование собственной фантазии - это тяжелый труд, изнурительный, это как оттачивание движения, ну, это нечто вроде рутины, вроде гамм, или классического станка, вообще - работа на повышение качества - она же такая как бы внутри себя бесславная, в ней так мало вдохновения и самоупоения (вообще не мало, а нет) - не удивительно, что все повально соскакивают с этой темы и только жадно халтурят, халтурят, халтурят. В сочетании с тем, что темп жизни нарастает, - все уже в истерике просто, жить, жить, жить, быстрее, быстрее, бегом!!! черт!!! ничего не успеваем!!! - ситуация усугубляется. И в сочетании с тем, что теперь можно каждой зажигалкой делать фотографии, и из каждого таза делать инсталляции, и снимать кино про котиков телефоном и прочее, и подпирает со всех сторон стеной продукция низкого качества - как китайский рынок - миллионы, миллиарды вещей и все называются «фотография», «картина», «песня», «книга», «спектакль» и, соответственно, любой может называться «режиссер», «писатель», «художник». Ну, короче говоря, писать некогда, думаю, вы поняли, что я пытаюсь описать.
И хочется сказать, да не покушался ваш Черняков ни на что, - не на академизм святой, не на текст, никого он не хотел подкупить голыми бабами, никого он не хотел привлечь в оперу скандалом, ни над кем он не надругался, когда текст не соответствовал происходящему на сцене, и никакого зрителя он не предал, и ничего вообще интересного и страшного не произошло: Черняков просто наколбасил, нахалтурил, - ну сейчас же все так делают и он так сделал. Он - не стратег и не обманщик и ничего вообще серьезного. Он бедный парень - просто съехал с катушек, одурел, наверное, от темпа, от возможностей, от денег, от телевизора, от эры потребления и от всего-всего, что происходит - просто обхавался человек современности и постмодернизма, так называемого и вот - поставил «грандиозный» спектакль с горами, убитыми солдатами, шубами, блядями, спа-центрами, с юмором и с фентези и т.д. Бывает. Ничего страшного. Господи, ну что он такого сделал необычного, чего не делают все - в Стасике, в Колобова, - все трактуют и он натрактовал, все перемещаются во времени и он перемещается, - что, голых женщин не было? - что в травиате стрип-шоу в стасике не танцевали в кожаном белье что ли? а в новой опере что, ватой целлофан не набивали, чтобы змею сделать, как в детсаду на утреннике, - что у нас, царица ночи десятиметровой ногой не махала из папье-маше? это что, не тотально разве? О чем говорить?
Люди думают, что Черняков их оскорбил. Плюнул в душу великой любимой музыке. Но на самом деле люди не понимают, что их просто коробит - их раздражает на оперной сцене КВН. Когда из под парика белого торчат черные волосы.
И, друзья. Может нам просто стоит поменять угол зрения. Может, стоит отказаться от простой вертикальной шкалы (скажем, десятибалльной) оценки произведения искусства. Может, заранее между собой договориться, что критерии оценивания усложняются, что теперь мы будем оценивать отдельно качественный и некачественный продукт. Отдельно вещи и отдельно икею. Звягенцевых, как ремесленников, создающих вещи на века - отдельно, Черняковых, ваяющих полотна - отдельно. Спектакли отдельно, а проекты - отдельно. Драму отдельно, КВН - отдельно. И все! Уйдет обида, непонимание, озлобленность. Иссякнут дискуссии в блогах по сто тысяч каментов, больше не надо будет бросаться обвинениями, кричать, что там Гельман - прохиндей и вор, что Кулик - извращенец и все такое, что Билан унизил партию контратенора, и никто не будет чувствовать себя разведенным лохом, обманутым, и никто не будет оскорблен. Просто надо поделить искусство на стационарное и проектное. На подлинное и концептуальное. На профессиональное, ремесленническое и некое свободное творчество. Придумать ярлыки, емкие, корректные, не ущемляющие ни ту ни другую ветвь. И все. И мы сами лучше будем понимать друг друга. И не будет путаницы. Просто надо, наверное, подключить историков и социологов, придать всему формулировку, набраться мужества и признать, что мы живем в такую вот эпоху, в которой ответвилась и разрослась нереально отдельная отрасль в области искусства - ХАЛТУРА. И все. И дать ей какое-то нормальное право на существование. Потому что она или будет жить или отомрет - вне зависимости от того, что мы с нею будем бороться. Я написала это просто так, я знаю, что мои высказывания неадекватны и я все-все понимаю. Но тем не менее. И немного трешовых фоточек, как Маша говорит - фотоугар.