Вот тут вопрос номер один: писал ли Моцарт мемуары? Я об этом ничего пока не знаю. Ближайшим к нему биографом был второй муж Констанции Вебер. Георг Николаус фон Ниссен. Он собрал все, что только можно было собрать, сохранить и систематизировать после смерти Моцарта - письма, бумаги, воспоминания о нем знакомых - то есть провел огромный исследовательский труд, безмерно интервьюировал жену Констанцию (вдову моцарта). Но вот чтоб сам Моцарт где-то о себе писал дневники или воспоминания? - не знаю.
Память его была феноменальной. Но это тоже отдельный разговор. Переписка нот в те времена для многих была дорогим удовольствием, иной раз слишком запарным, и поэтому просто они читали ноты иначе - они все в той или иной степени не только слышали музыку с листа (звуконосителей то не было еще) - они ее с листа, при чтении, еще и запоминали. И на слух запоминали. И у Баха, и у Гайдна, и у Россини, и у Моцарта была огромная - непресдатвимая современному человеку - музыкальная помять. Ну, хотя я не знаю))) - может подобной памятью обладает Гергиев, Боренбойм, Плетнев, Аббадо и т.д. и т.п. Короче, о таких вещах лучше говорить со знающими людьми. Мне лучше воздрежаться, а то я напредполагать могу много чего)))
Ну ладно, может кто-то (не я)) выдал желаемое за действительное и приписал ему эту фразу. Что, типа, он лишь стрижет купоны, не утруждаясь муками творчества. Когда я читал Ваши произведения, мне думалось, что вы видите ту сцену, которую описываете, как бы присутствуя там. Это как бы существует в real time. Все действия и фразы героев однозначны, подчиненны логике событий и их нельзя изменить по своей воле. Их нужно только правильно отразить в словах. Если это так, то момент вдохновения может не зависеть от Вас и возникнуть в самый неподходящий момент?
У меня вдохновения - не бывает вообще. В юности, когда я стихи писала - может быть. Но, во-первых, я плохо помню тот период, во-вторых, стихи я писала - чудовищные. А те что до 20 лет - так просто, на грани умственной отсталости)
Что такое - вдохновение - я не понимаю. Почти каждое произведение - из тех., что написаны мною в последние годы, - всегда требовало большого подготовительного процесса, сбора материала, работы с какими-то документальными текстами, с фактами, со старыми фотографиями, подбора натуры - ну, это буквально - скажем, для книжки про Питер, которой я тут выкладывала главы, я искала много натуры - просто ходила ногами по Питеру и искала подходящие дома, куда поселить героев. Даже!!! - что -то рассчерчивала в блокнотах, зарисовывала схематично. только к одному расказу, который я пишу сейчас, например, я уже взяла три интервью. У меня шкафы набиты кассетами - я записываю воспоминания людей. Расшифровываю. Веду какие-то архивы личные. и все понятные мне, любимые мною писатели работали примерно так - жили с записной книжкой в руках.
Скажем, Вагинов писал в союз писателей заявку: прошу выдать 300 рублей на поездку туда-то туда-то с целью поиска натуры и подбора материала. Ну, я не помню дословно цитаты - а искать некогда.
Прозаическое произведение - это работа. Поэтапная. один абзац можно переписывать 15 раз. А потом - стереть вообще. Эта работа не отличается от лепки пирожков. Сначала надо купить муку. Потом вымесить тесто. Потом фарш. Потом лепить. Ну, как бы писать - это труд. Я не знаю, вот моя родная подруга учится в Строгановке. Вот, мне кажется, если прийти туда - в цех, в разгар работы, когда все по шестому часу стоят у мольбертов и спросить этих людей о вдохновении - они очень удивятся.
нет его. На какой-то стадии может быть есть нечто, ощущение некой силы, ускорения мысли, от придания ей правильного направления - вот нечто смутно такое, может быть. Но! - не голосов свыше, не вещих снов, не озарений, не готовых текстов на меня не нисходят с высот и я понятие не имею об этом всем. и раньше я стеснялась говорить об этом. о некой непричастности к таланту, к дарованию, к божественному откровению. А теперь - не стесняюсь. мой любимый писатель Лесков - жил стенографируя. Непрерывно. как краевед, как документалист) Платонов - с двадцати лет писал очерки - в которых сохранилась живая речь людей начала века, живая речь рабочих, крестьян. Платонов сделал то, что сделал бы диктофон - будь он век назад и обладай он волей. Вот что-то такое. Как у музыкантов там все - кто их знает)))
Вон оно как. Не слишком романтично, зато более оптимистично. Вы не ждете милости от природы. В конце-концов, для читателя важен результат. Хотя, ускорение мысли... Пусть это будет награда за уже вложенный труд. Спасибо, что приоткрыли дверь в Вашу творческую мастерскую. А, скажите, у того писателя, который 300 рублей просил, фамилия настоящая или псевдоним?
"В 1915 году членам семьи Вагенгеймов (отец, мать и трое сыновей) высочайше было позволено именоваться Вагиновыми (искусственная переделка фамилии, связанная с антинемецкими настроениями в России)."
Значит это император прикололся. Или такую фамилию бери, или никакую.
"Поэзия Вагинова носила ярко индивидуальный характер." - Денег, похоже, не дали.
Ближайшим к нему биографом был второй муж Констанции Вебер. Георг Николаус фон Ниссен. Он собрал все, что только можно было собрать, сохранить и систематизировать после смерти Моцарта - письма, бумаги, воспоминания о нем знакомых - то есть провел огромный исследовательский труд, безмерно интервьюировал жену Констанцию (вдову моцарта). Но вот чтоб сам Моцарт где-то о себе писал дневники или воспоминания? - не знаю.
Память его была феноменальной. Но это тоже отдельный разговор. Переписка нот в те времена для многих была дорогим удовольствием, иной раз слишком запарным, и поэтому просто они читали ноты иначе - они все в той или иной степени не только слышали музыку с листа (звуконосителей то не было еще) - они ее с листа, при чтении, еще и запоминали. И на слух запоминали. И у Баха, и у Гайдна, и у Россини, и у Моцарта была огромная - непресдатвимая современному человеку - музыкальная помять.
Ну, хотя я не знаю))) - может подобной памятью обладает Гергиев, Боренбойм, Плетнев, Аббадо и т.д. и т.п.
Короче, о таких вещах лучше говорить со знающими людьми. Мне лучше воздрежаться, а то я напредполагать могу много чего)))
Reply
Reply
Что такое - вдохновение - я не понимаю.
Почти каждое произведение - из тех., что написаны мною в последние годы, - всегда требовало большого подготовительного процесса, сбора материала, работы с какими-то документальными текстами, с фактами, со старыми фотографиями, подбора натуры - ну, это буквально - скажем, для книжки про Питер, которой я тут выкладывала главы, я искала много натуры - просто ходила ногами по Питеру и искала подходящие дома, куда поселить героев. Даже!!! - что -то рассчерчивала в блокнотах, зарисовывала схематично.
только к одному расказу, который я пишу сейчас, например, я уже взяла три интервью.
У меня шкафы набиты кассетами - я записываю воспоминания людей. Расшифровываю. Веду какие-то архивы личные.
и все понятные мне, любимые мною писатели работали примерно так - жили с записной книжкой в руках.
Скажем, Вагинов писал в союз писателей заявку: прошу выдать 300 рублей на поездку туда-то туда-то с целью поиска натуры и подбора материала. Ну, я не помню дословно цитаты - а искать некогда.
Прозаическое произведение - это работа. Поэтапная.
один абзац можно переписывать 15 раз. А потом - стереть вообще.
Эта работа не отличается от лепки пирожков. Сначала надо купить муку. Потом вымесить тесто. Потом фарш. Потом лепить. Ну, как бы писать - это труд.
Я не знаю, вот моя родная подруга учится в Строгановке. Вот, мне кажется, если прийти туда - в цех, в разгар работы, когда все по шестому часу стоят у мольбертов и спросить этих людей о вдохновении - они очень удивятся.
нет его. На какой-то стадии может быть есть нечто, ощущение некой силы, ускорения мысли, от придания ей правильного направления - вот нечто смутно такое, может быть.
Но! - не голосов свыше, не вещих снов, не озарений, не готовых текстов на меня не нисходят с высот и я понятие не имею об этом всем.
и раньше я стеснялась говорить об этом. о некой непричастности к таланту, к дарованию, к божественному откровению.
А теперь - не стесняюсь.
мой любимый писатель Лесков - жил стенографируя. Непрерывно. как краевед, как документалист)
Платонов - с двадцати лет писал очерки - в которых сохранилась живая речь людей начала века, живая речь рабочих, крестьян. Платонов сделал то, что сделал бы диктофон - будь он век назад и обладай он волей.
Вот что-то такое.
Как у музыкантов там все - кто их знает)))
Reply
А, скажите, у того писателя, который 300 рублей просил, фамилия настоящая или псевдоним?
Reply
Вот это Вагинов.
А эпизод про деньги я искала в примечаниях к одному изданию и так и не нашла. Либо я заблуждаюсь, и читала это где-то в другом месте, либо вообще - не про Вагинова, либо не хватило терпения внимательно просмотреть примечания, но, словом, цитаты для вас не представлю)) а жалко.
Reply
высочайше было позволено именоваться Вагиновыми (искусственная переделка фамилии,
связанная с антинемецкими настроениями в России)."
Значит это император прикололся. Или такую фамилию бери, или никакую.
"Поэзия Вагинова носила ярко индивидуальный характер." - Денег, похоже, не дали.
Reply
Leave a comment