Дискуссионный вопрос. (Психология, самосовершенствование)

Mar 23, 2012 22:48



Начала читать «Иметь или быть». Местами старика сносит на уровень подачи информации, присущий женским журналам. Фромм делит людей на существующих в модусе обладания и существующих в модусе бытия. И всячески забавляется сравнительными характеристиками. Дескать, эти вот так веруют, а эти - вот эдак. Эти вот так любят, а эти - вот еще как. Это, конечно, немного смущает. Но большому философу простительно. Впрочем, возможно, к середине книги учитель возьмет себя в руки и поимеет какой-то более приличествующий ученому вид.

Но уже сейчас хочется с вами кое-что обсудить. Сначала надо в двух словах о себе. (Для дальнейшего понимания проблемы). У меня - плохая память. При этом уже с 19-20 лет совершенно очевидно было, что я - пишу. Вернее, писать я стала еще в школе, кажется, класса с пятого. Но к 20 я уже связывала четко стихи с самореализацией. И тогда же поняла, что для того, чтобы писать, надо читать. Плюс - наблюдать. Не то чтоб развлекаться с книгой на диване. А развивать свой русский, овладевать языком, накапливать знания, фактуру, впечатления. Ну, извините, это все понятно и козе, но надо проговорить, а то потом не будет понятно, чего я вообще хочу объяснить. Короче говоря, постепенно это вылилось в огромное количество записных книжек, дневников наблюдений, загнутых уголков, подчеркнутых цитат, выписанных цитат, мыслей, набросков и т.д. На сегодняшний день у меня улетает в месяц по толстому блокноту, в среднем. (Тишко уже заколебалась мне таскать корпоративные записные книжки). Плюс - под сотню документов ворд в компе. Выписи, выписи, записи. Читая, я никогда не расслабляюсь. Под рукой карандашик, листик, файлик открыт. Что-то прочла, поняла, перечитала (иногда три-четыре раза) - зафиксировала. Я никогда не отдыхаю! Исключение составила летом «Анна Каренина» - но там просто нечего как бы черпать. И вот все это вместе составляет одну протяженную на целую жизнь попытку ЗАПОМНИТЬ, грубо говоря. Заложить информацию в голову и присовокупить ее к процессу самосовершенствования. То есть это уже не просто заметки пишущего человека. Это конспекты человека, желающего себя ежедневно менять. И это трудно! Это труд. Клянусь. Я невероятно изматываюсь в непрерывной работе над собой. Плюс, помимо выше сказанного, я таким образом пытаюсь как-то побороть проблему плохой памяти. Когда я говорю - «плохая память» - я имею в виду и то, что, приходя в магазин, я забываю вытащить список продуктов из кармана и то, что, скажем, некоторые рассказы Чехова я читала по два раза, некоторые - по четыре, но если меня сейчас попросить привести хотя бы один сюжет - я не смогу.

Внимание! Все вот сие, что я так сумбурно излагаю (спешу) - это не просто какая-то хрень. Это большая проблема. Создающая очень неблагоприятный фон повышенной тревожности. То есть в принципе в моей жизни в процессе восприятия информации стабильно присутствует скверная компонента: я хочу запомнить информацию и, зная, что запомнить не смогу, постоянно переживаю целую смесь негативных эмоций - чувство досады, вины перед собой, чувство собственной неполноценности и т.д. Это, в свою очередь, выливается в нездоровую требовательность к себе; на столе всегда лежит стопка книг с загнутыми уголками, которые «необходимо» перечитать, пересмотреть, переосмыслить и выписать в тетрадь. Думаю, некоторым из вас это, кстати, знакомо.

Толку, как вы догадываетесь, наверное, - ноль. Один хрен. Стараешься, не стараешься - ум не прирастает. Вернее, не ум, а нечто, что можно было бы назвать бекграунд.
Так вот. Подходим к Фромму. В своем труде «Иметь или быть» наш старикан, ссылаясь на Майстера Экхарта обращает внимание на контраст между «иметь знание» и «познавать». Между ориентацией на обладание знанием и переживанием процесса познания. То есть попытку запоминать информацию Фромм предлагает рассматривать, как действие в модусе обладания. Попытка, условно, «удержать» знания в голове - это форма присвоения.

«Схема мышления при этом такова: это мое, я это усвоил, я этим обладаю, это стало моим навсегда, оно мне присуще, оно сидит во мне и недоступно никакому внешнему посягательству».
Целая глава в книге посвящена двум типам студентов. (Ну, я говорила, есть немного примитива, т.с. космополитана, но тем не менее). Так вот те, которые стараются хорошо учиться и все-все записывать и запоминать, отнесены, естественно, в группу существующих в модусе обладания. Философ распекает их на чем свет. Во-первых, они не в состоянии проникнуть в суть информации. Во-вторых, не в состоянии создать ничего нового. В третьих, поскольку запоминание и накопление знаний требовало от них болезненных усилий, для них немыслим процесс отказа от этих знаний. В случае чего они не смогут аннулировать свои информационные накопления и заменить их на более лучшие: элементарно страшно и жалко! И т.д.
Ну, дальше там все круче. Дальше уже Экхарт. И центральная для его философии проповедь о нищих духом. «Блаженны нищие духом, ибо им принадлежит Царствие Небесное». (Мф 5:3). С Экхартом Фромм адски сходится во взглядах на свободу: нищий духом - это человек, свободный от влечений и стремлений - от всяких уз, от зависимостей, от привязанностей, от собственности. То есть вы понимаете? - здесь имеется в виду независимость даже от целей. От стремлений. Даже от стремления стать лучше!
Иными словами: стремление овладеть знаниями, продвинуться к истине, использовать знания с тем, чтобы стать добрее, умнее, искреннее, честнее, свободнее - все это зависимость от определенной цели. Все это модус обладания, а не бытия. Это - эгоцентризм.
Познавать человек должен не ради себя, не ради истины и не ради Бога. Единственное, что имеет смысл - это непосредственно сам ПРОЦЕСС познания. Все.

Почему? - тут понятно. Вся философия психологов-гуманистов об этом. Все об одном и том же - и Франкл, и Маслов, и Фромм. Попытка стать другим - лучшим - всегда имеет под собой мотив - получить что-то от жизни взамен. Любовь, или успех, или собственную ценность. А получение чего-то за что-то - это основа невротического поведения. Как бы здоровый и свободный человек - тотально бескорыстен. Поэтому, стремление иметь знания - удел невротика, жаждущего перемен. Удел человека здорового - книжка на диване, для чистого удовольствия, до пролежней. Короче, никакой гонки, крошки в постели, жрачка, никакого железа в спортзале, никакой жажды обладания кем-то или славой, чистое счастье, покой и процесс.

Вопрос дискуссионный, конечно. Особенно хотелось бы спросить великого учителя: как быть с пенсией? Свободному человеку…

Такие дела, ребята. Может попробовать пожить по-новому, без напряга?
Previous post Next post
Up