Итак, разумеется, главная и самая интересная достопримечательность Асунсьона - индейцы МАКА. Вернее живут они не в Асунсьоне, а в ближнем "Подасуньсьонье". Доехать на такси просто: ловите такси, и говорите "Колония Мака!". На городском автобусе тоже просто. Нужно сесть в центре на автобус 44 (который идёт до Mariano Roca Alonso - это важно), и попросить высадить у колонии Мака. Ехать из центра Асунсьона часа полтора. Как выйдете, поспрашивайте у местных. Никаких табличек, указателей, и главных ворот не будет. Поэтому обязательно нужно спрашивать. В общем, проходим по обычному посёлку минуты 3, сворачиваем у большой лужи налево, и оказываемся в деревне Мака:
Это самые что ни на есть настоящие индейцы, не работающие, живущие первобытно общинным строем (если говорить современным языком - по-бомжатски) почти обособленно. Почти никто из них не знает ни испанский, ни гуарани (второй официальный язык Парагвая). Вообще с таким подходом к жизни это племя не должно было дожить до наших дней. 10 лет назад их оставалось 700 человек. Но произошло чудо, их начали поддерживать японцы, датчане, и даже местное парагвайское правительство построило им на территории деревни несколько домиков. Поэтому Мака стали размножатся очень резво, к тому же в деревню повалили редкие туристы, и Мака уверовали в собственную особенность, уникальность. Первое, что встречает гостя - детишки. По понятиям мака нормальная семья должна иметь 10 детей. 5 считается мало. Одеваются Мака в обычную, современную одежду (не идиоты же они, ходить в перьях и оленьих шкурах:
Итак. Вошли мы в деревню. Из ближайшего дома вышел мужичок, мы спросили: "Это деревня Мака? Можно мы тут посмотрим? Удобно ли это?" Мужичок говорил по-испански, сказал, что да, конечно удобно, отвёл и передал нас другому мужичку. Вот этому:
Это гид. Зовут его Паулино, он говорит по-испански. Он предложил сопровождать нас, показывать и рассказывать всё. Я резонно спросил, сколько будет стоить его работа. На что гид как-то замялся, и рассказал мне длинную историю о том, что им помогают японцы и прочие европейцы, и что жизнь непростая нынче... Я выслушал всё, не перебивая, и снова повторил свой вопрос. В общем, путём долгих выпытываний мне удалось выспросить у него цену. Сперва он пытался предложить, что в конце, в зависимости от того, насколько нам понравится с ним, столько мы и заплатим. На что я прямо спросил, 10000 нормально? "Нееет, - замямлил гид, - это очень мало, ведь в долларах это всего 2 доллара, а на 2 доллара нынче ничего не купишь". Короче говоря, в конце концов, он объявил нам цену 30000 гуарани. Мы согласились. Но теоретически можно было, наверное, ходить там и без всякого гида, бесплатно. Просто это было бы не очень удобно, наверное. Сами индейцы привыкли, что иностранцы приезжают смотреть и фотографировать их. Правда, Паолино жаловался, что мало визитёров: турагенства не сильно рекламируют эту деревню, или возят туда туристов сами, заламывая тройную цену. Говорит, мол мы вывеску даже на улице снаружи вешали: "Колония Мака", но вывеску сломали... В общем, говорит, туристы ходят, но не часто. Я заверил Паолино, что напишу про Мака в интернете, и русские туристы повалят валом.
Итак жизнь МАКА:
Много народу живёт в ужасающих хибарах с земляным полом, например вроде этой:
Мужики чисто по-мужски сидят ... и ничего не делают. Паолино объяснил, что сегодня ещё сидит мало народу, многие отдыхают дома после выходных.
Сидят они так всегда, только единицы из Мака знают немного испанский и ездят на работу в Асунсьон. Большинство же вот так медитирует весь день:
Когда надоедает просто сидеть, мужчины играют в палочки. Национальная Мака-игра:
Кстати, что-то смутно мне подсказывает, что именно такая же жизнь, как у племени Мака вскоре ожидает Аргентину (
возвращаемся на секунду в город Росарио, который я снимал через окно автобуса Аргентина-Парагвай):
И только женщины заняты чем-то полезным: вяжут всякие лже-народные сувениры для туристов:
Сувениры можно купить "свеже-сделанные" прямо у женщин, или в доме-музее, где собственно особо ничего нету, кроме школьных учебников для детишек с испанским и мака языками, и всяких сувенирных вещей - сумок - браслетов - перьев - шкур - черепов, и прочего народного промысла:
В соседней комнате свалены в кучу старые компьютеры, которые добрые спонсоры дали для обучения детишек мака. Компьютеры рабочие, как меня уверил наш гид.
Кроме того, на стендах вывешены старые замусоленные фотографии племени. И футбольной команды племени Мака. А раньше, в 2008 году, там красовались детские портреты народного героя Парагвая, и одного из главных национальных лидеров племени Мака, Ивана Беляева - белогвардейского офицера, эмигрировавшего в Парагвай, изучавшего, и много помогавшего всяческим местным индейцам. Похоронен он тоже на одной из территорий племени Мака. Всего в Парагвае есть 3 такие деревни Мака. На этих рисунках, мне кажется Беляев малость протюнингован под индейца:
Вождь, очень приятно...
Поскольку Мака сейчас является туристической достопримечательностью, они должны соответствовать чаяниям туристов. А что нужно туристам от индейцев? Конечно перья! Какой же турист поверит в то, что это настоящие индейцы, если они не в перьях, а в спортивных штанах и бейсболках. Поэтому, по словам нашего алчного гида, мы можем заплатить из расчёта 5000 гуарани на каждого из сидящих мужиков, и тогда они оденут перья, и поводят типа индейский хоровод. Мы отказались от этого театра, к тому же я видел это всё в свой первый визит в деревню Мака в 2008 году. Вот как это выглядит:
Вторая часть рассказа про индейцев Мака здесь
Подробнее о Парагвае, Аргентине и Латинской Америке - на
моём сайте