Sep 22, 2010 01:11
Дочитала очередную книгу о Фаине Раневской.... не могу не поделиться.....это прелесть что такое!
"Отец все-таки прислал перевод.Держа в руках деньге,Фаина вышла на улицу.Ветер вырвал бумажки из ее рук, они полетели по улице,а Фаина остановилась,вздохнула:"Как жаль-улетели..."
"Крым,гражданская война: "Эх,яблочко,куда ты котишься, на "Алмаз" (пароход) попадешь- не воротишься!Эх,яблочко, вода кольцами,будешь рыбку кормить...в двух вариантах- "добровольцами" или же "комсомольцами, часто менялись власти"
"Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова Прелестницу, соблазняющюю юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа.Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: "Шаги мои легче пуха,я умею скользить,как змея..." После этих слов мне удалось свалить декорацию,изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех,партнер,стеная, угрожает оторвать мне голову.Придя домой,я дала себе слово уйти со сцены"
"...слова Станиславского: "Это вообще свойство малоспособных и малоразвитых художественных натур-всюду видеть преследование и интриги,а на самом деле не иметь в себе достаточно развитых сил прекрасного, чтобы повсюду различать и вбирать его в себя"
"Горький говорил: "Талант-это вера в себя", а по-моему талант-это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности"
"...Ладынина как-то встретила Раневскую, и она спросила, ничего этого не зная:"Как,Фаина Григорьевна, вы снимаетесь у Сергея Михайловича (Эйзенштейна)" Она говорит: " Я у этого изверга и черта сниматься не буду ни за что, даже если я буду погибать от голода, я буду лучше торговать кожей с собственной задницы, а не буду у него сниматься!" И в Москве она получает телеграмму Эйзенштейна: "Как идет торговля?"
"Одно время я записывала все,что она (Анна Ахматова) говорила.Она это заметила,попросила показать ей мои записи. "Анна Андреевна, я растапливала дома печку и по ошибке вместе с другими бумагами сожгла все,что записала, а сколько там было замечательного-вы себе представить не можете,Анна Андреевна",-сказала я ей." Мадам,вам 11 лет и никогда не будет 12",-ответила она и долго смеялась"
"Сейчас смотрела Качалова в кино-барон.Это-чудо, как хорошо.Это совершенно. Шла домой и думала: что сделала я за 30 лет. Что сделала такого,за что мне не было бы стыдно перед своей совестью? "Ничего". У меня был талант, и ум, и сердце.Где все это?"
"В золотом небе плавали грязные, как лужицы,тучки. Собиралась гулять, вдруг пришли гости, объелись и сидели печальные"
"Раневской наконец нашли няньку для Мальчика,ее собаки.Фаина Георгиевна позвонила Ардовым: "Пришла женщина, протянула руку: "Я-Петрова",-но от нее пахнет водкой и мышами; как это может быть ?" Боря ответил: " Ну,водку она пьет,а мышами закусывает". Раневская возмутилась: "Ты с ума сошел?" А потом перезвонила: "Это-неплохо!"
"Возможно ли оставить землю,где похоронен Пушкин и где каждое дуновение ветра наполнено страданием и талантом твоих предков!"
"...а я работаю трудно,меня преследует страх перед сценой, будущей публикой, даже перед партнерами. Я не капризничаю,девочка,я боюсь,а-как вам объяснить?-это ведь моя жизнь, и как страшно неправильно распорядиться ею"
"Однажды мы побывали у Фуфы в котельническом доме с моим другом и вымыли ей посуду. В результате я получил от Фуфы такое письмо:
" Лешенька,-это мелочь, но она растрогала меня до слез (буквально)-я так умилилась,что разревелась,когда увидела вашу с Генкой доблесть! Я так умилилась твоему вранью о засоренной раковине, ты так вдохновенно врал про застрявшую бумажку, а я верила.Милый дурачок,ведь утром все это бы сделала подлая старуха, а я и так редко тебя вижу, а ты чуть ли не все время торчал на кухне. Но так хорошо вы потрудились!У моей мерзавки еще ни разу не была такой чистой посуда. Очевидно,я совсем не избалована, потому что этот твой поступок очень меня взволновал. Обнимаю и целую твою любимую плохо выбритую мордочку-Генке спасибо.Твоя Фуфа."
"Кундель Абрамович, Собачий мустанг, Африканский нибелунг, Заячья кофточка! Дошли до меня слухи,что работаешь как каторжник, и не жрешь ни хера.Зачем так огорчать старую глубокоуважаемую Фуфу?Зачем?! Вот тебе за это кафиньки и бананы, выращенные на плантациях буржуазного мира, где бананы жрут даже свиньи,- а возможно и обезьяны. Пожалуйста,будь здоров. Твоя небезысвестная Фуфа"
"Я не имею права жаловаться-мне везло на людей.Нельзя жаловаться, когда общалась с Шостаковичем."
"Мы старались навещать ее, нужно было познакомить Ф.Г. с Таней- моей молодой женой. Заламывая в отчаянии руки,мама предупреждала: "Танечка, только не возражайте Фаине Георгиевне!" Когда мы приехали к ней на Котельническую, Раневская долгим взглядом оглядела Таню и сказала: "Танечка, вы одеты как кардинал". "Да,это так."-подтвердила Таня, помня заветы Ирины Сергеевны. Вернувшись домой, мы встретили бледную маму с убитым лицом: Раневская, пока мы были в дороге, уже позвонила ей и сказала: "Ирина, поздравляю, у тебя невестка-нахалка"
"Если приходила моя Таня,Фаина Георгиевна бодрилась, подтягивалась и меньше грустила. Однажды она потребовала у Тани, инженера по профессии, объяснить ей, почему железные корабли не тонут. Таня пыталась напомнить Раневской закон Архимеда. "Что вы,дорогая, у меня была двойка",- отрешенно сетовала Фаина Георгиевна. "Почему, когда вы садитесь в ванну, вода вытесняется и льется на пол?"- наседала Таня. "Потому, что у меня большая жопа"- грустно отвечала Раневская.
Автор книги- Алексей Щеглов, внук Павлы Леонтьевны Вульф, педагога и друга Фаины Георгиевны.