Помню как в детстве, впервые гуляя на Варварке, я не поняла почему среди церквей стоит здание, похожее на терем . Оказалось, это палаты рода бояр Романовых
Палаты бояр Романовых на Варварке были возведены на рубеже XV-XVI вв. на земле, принадлежавшей гостям-сурожанам - представителям высшего слоя московского купечества, который пользовался особыми привилегиями.
Эти гости были выходцами из итальянских торговых колоний на Черноморском побережье Крыма родоначальниками таких известных фамилий, как Ховрины, Антоновы, Головины, Ермолины, с именами которых связано строительство многих каменных зданий на Руси. В 40-е годы XVI в. палаты перешли к знатному боярину Никите Романовичу Юрьеву-Захарьину - прославленному воину, правителю, дипломату.
С этого времени по 1631 г. палатами и усадьбой владел его род, известный в истории как род бояр Романовых. А внук Никиты Романовича - Михаил Федорович в 1613 г. стал государем всея Руси.
Из этой же семьи вышла и Анастасия, сестра боярина, ставшая первой женой царя Ивана Грозного.
Многие события, имевшие общегосударственное значение, происходили здесь во времена царствования Ивана Грозного, Бориса Годунова, и особенно в Смутное время.
Дом напоминал собою каменную крепостную башню, к которой примыкали высокие стены дворовой ограды. Рядом с домом располагался и Осадный двор, где хранилось вооружение на случай военных действий - боярин всегда должен быть готовым к походу и снаряжен "конно, людно и оружно".
Усадьбой на Варварке Романовы владели до 1631 г., когда по указу царя Михаила здесь был создан Знаменский монастырь и старинные боярские палаты стали составной частью его строений. В XVIII в. монастырское начальство, нуждаясь в средствах, сдало угловой участок вместе со старинными домами арендаторам, которые перестраивали их сообразно своим требованиям.
28 августа 1856 г. было принято постановление о "Возобновлении Романовских палат". Здание отреставрировали в 1857 - 1859 гг., и в нем открылся музей "Дом бояр Романовых". Работы проводились под руководством известного тогда архитектора Федора Федоровича Рихтера и специально созданной комиссии. Реставрация палат была одной из первых в стране. С нее началось восстановление памятников архитектуры России
При исследовании и реставрации здания в 1984-1990 гг. было выявлено, что оно отнюдь не полностью было перестроено Ф.Ф. Рихтером, как считалось ранее, и что палаты можно исследовать именно как редчайший пример гражданской каменной архитектуры XVI в.
На основании археологических исследований, изучения белокаменных и кирпичных кладок и сохранившихся архитектурных форм можно прийти к выводу, что палаты уже существовали к 1547-1548 гг. и были перестроены в это время.
Дата сооружения дома, состоящего из двух этажей (из них верхний снова был перестроен в 1674-1675 гг. ярославскими мастерами), с включением белокаменного подвала с широкой белокаменной лестницей и пристроенного к нему небольшого кирпичного подвала также со своей отдельной внутристенной лестницей определяется применением маломерного кирпича 5,5х11,5х23,5 см. Его распространение выявлено на большом числе памятников Москвы от конца XV в. до третьей четверти XVI в. (в части палат Старого Английского двора, датируемые первой третью XVI в., церкви Зачатия Анны, Трифона в Напрудном, Антипия на Колымажском дворе, Жен Мироносец, Петра Митрополита в Петровском монастыре 1515 г. и т. д.).
Здание дошло до наших дней не в первоначальном облике. История его искажений насчитывает по меньшей мере 400 лет.
Собранные исторические материалы, а главное - исследование здания в натуре с проведением в процессе реставрационных работ 1984-1991 гг. глубокого внедрения в его кирпичные и белокаменные кладки - все это дало возможность изучить памятник архитектуры и сделать определенные выводы.
Сравнение чертежей обмеров Ф.Ф. Рихтера, особенно планов этажей здания с данными того, что сохранилось, и того, что выполнялось, - с тем, что группа реставраторов обнаружила на фасадах и в интерьерах, убедительно показало, что реставратор верно восстанавливал архитектуру палат (при этом для удобства сравнения основные чертежи Ф.Ф. Рихтера были скопированы и переведены в современные метрическую систему и масштаб).
В период с 1984 по 1991 г. проводились серьезные реставрационные работы, задачей которых было восстановить в нижних этажах (в подвале и подклете) архитектуру XVI в. с максимальным раскрытием подлинных частей, показом белокаменных и кирпичных кладок, а в парадном этаже и тереме восстановить все детали реставрации середины XIX в. Предполагалось восстановить по натурным остаткам полы из дубовых "кирпичных" плиток, штофные обои в столовой палате, обивку тисненой кожей кабинета боярина, сложную резьбу дубовых подоконников. Возобновлению подлежала и обшивка стен терема узорными досками. Воссоздана была и первоначальная покраска (на основании зондажей). Не удалось, однако, воспроизвести покраску некоторых сводов, выполненных, как показали документы, росписью "под аспид" (был восстановлен только общий зеленовато-серый колер).
В тереме была восстановлена рихтеровская печь из изразцов, обнаруженных в фондах музея "Коломенское". При реставрационных работах постоянно велись археологические наблюдения, что позволило под полами, в шурфах найти остатки уничтоженных отделочных материалов, изразцов, предметов быта. Чрезвычайно сложной работой оказалась реставрация живописи свода столовой палаты, выполненной художником И.И. Аттари по эскизам Ф.Ф. Рихтера. Примерно двадцать пять лет назад она просуществовала заклеенной и окрашенной многими слоями красок. Ее открыли с большими опасениями - сначала маленькими зондажами, которые потом немного увеличивали, чтобы выявить состояние и наметить план работ. Самая главная проблема состояла в том, что штукатурка почти целиком отошла от свода. В течение двух лет в образовавшуюся полость постепенно, шприцами закачивали специальный раствор. На загрязненной и сильно поврежденной живописи имелись утраты, трещины, поздние записи. На фасадах были восстановлены почти все утраченные детали - прорезные, сложного рисунка подзоры, прапор, трубы и решетка, служащие украшениями кровли, вычинены из тесаного кирпича детали, реставрирован деревянный терем, возобновлена сложная покраска.
Утраченные скульптуры львов на пилонах лестницы, выходящей во двор, обнаружить не удалось. Они были восстановлены на основании сохранившихся фотографий и изучения аналогов.
Источник И.И. Казакевич
ПАЛАТЫ БОЯР РОМАНОВЫХ
Архивные фото с pastvu