Большой Устьинский мост

Dec 27, 2023 23:51

Мост через Москву-реку на пересечении Москвы-реки с Бульварным кольцом, у впадения реки Яузы (отсюда название). Соединяет Яузский бул. с Садовническим пр., пересекающим Водоотводный канал по Комиссариатскому мосту. Построен в 1938 г. (инженер В.М. Вахуркин, архитекторы Г.П. Гольц и Д.М. Соболев) на месте одноименного арочного моста. Открыт 29 апреля 1938 года.

Большой Устьинский мост построен на месте старого, ныне разобранного моста.




Трасса моста протянулась широкой магистралью от Яузских ворот через Москва-реку к Садовникам. Этим самым положено начало реконструкции Бульварного кольца и его продолжению в сторону Замоскворечья.


Первый Большой Устьинский мост был построен в 1881 г. по принятой в Москве трехпролётной, арочной схеме инженером В. Н. Шпейером (формула пролётов 39,5 + 44,5 + 39,5 м, ширина 19,2 м), непосредственно ниже тогдашнего устья Яузы. До того времени на этом месте не было ни постоянных, ни временных мостов.

Существующий же мост выстроен незначительно выше по течению, в рамках реконструкции московских набережных в связи с запуском Канала имени Москвы и предполагаемым продлением Бульварного кольца в Замоскворечье (cм. Генеральный план реконструкции Москвы).


При этом русло Яузы было изменено, и теперь она впадает в реку Москву ниже Большого Устьинского моста (между мостом и Яузой умещается восьмиполосная дорога). Старый мост имел достаточный резерв по пропускной способности (и по сей день Устьинский мост - наименее загруженный из всех мостов в центре города), однако пересечение проезжей части моста с набережными в одном уровне было неприемлемо. Одновременно, был выстроен Малый Устьинский мост через Яузу, а несколько позже - Яузский мост.










Полная длина строительного участка - от Яузских ворот до Садовников, - составляла 753 метра, из них 485 метров приходилось на мост и эстакады с насыпями.
Москва-река была перекрыта 134-метровым арочным пролетом, к которому примыкали с обеих сторон береговые пролеты, перекрывающие набережные. Эти три основных пролета моста выполнены целиком из металла. Земляные насыпи в подпорных стенах и железобетонные эстакады служат въездами на мост.
При сооружении моста вынуто грунта 85120 куб. м, уложено бетона и железобетона 40200 куб. м, сделано насыпей подходов 20300 куб. м, установлено металлоконструкций 7250 тонн.


По сравнению с другими новыми москворецкими мостами Большой Устьинский мост имеет следующие особенности: 1. Опоры моста сооружены в открытых котлованах без применения кессонов. 2. Береговые пролеты выполнены из металла. 3. Проезжая часть моста - металлическая, без применения железобетонной плиты.
Это последнее обстоятельство значительно облегчило вес сооружения и позволило конструктору придать аркам моста весьма легкие очертания. Применение для основных конструкций стали «СДС» также способствовало облегчению моста(в главном пролёте - шесть клёпаных арок из стали СДС сечением 2,1×1 м. Вес арок - 2235 т, стрелка прогиба - 8,95 м при длине пролёта 134 м. )Надарочная плита и проезжая часть продолжена над набережными в виде неразрезной конструкции. Верхнее строение - ортотропная стальная плита с ребрами-швеллерами


Особый интерес представляют собою береговые пролеты. Здесь применена балочная конструкция, при чем, благодаря закреплению консольных концов балок так называемыми отрицательными колоннами достигнуто весьма значительное уменьшение высоты балок. Так, высота балки коробчатого сечения принята в 1,32 метра при пролете в 41,0 метр, что составляет 1/30 пролета.
Из всех строительных работ наиболее интересной было сооружение правобережной опоры. Однако, до развертывания основных работ строителям пришлось затратить много времени и труда на освоение и подготовку площадки. По Устьинскому мосту эта работа имела чрезвычайно большой объем, отняв 16 проц. общей стоимости сооружения. Вот краткий перечень главнейших подготовительных работ: постройка временного пешеходного моста через Москва-реку, перекладка на него трубопроводов со старого моста, перекладка всевозможных кабелей, прокладка по дну Москва-реки временного канализационного дюкера, постройка временного мостика через Яузу для подземных сооружений, разборка старого моста, перенос линии высоковольтной передачи, снос ряда домов и целый ряд прочих работ, которыми строительство было занято с осени 1936 года до лета 1937 года.


В 1997-99 гг. мост реконструирован по проекту ОАО «Гипротрансмост» (подрядчик - итальянская фирма «Тодини», работы проведены в основном по кредитной линии МБРР). Всё верхнее строение было заменено на ортотропную плиту современной конструкции. Несущая основа моста сохранена.


Московские художники-живописцы и графики часто используют московский Большой Устьинский мост в качестве сюжетов для своих работ.


Автор работы:
Лебедев-Шуйский Анатолий Адрианович
Дата создания:1936


Автор работы:
Бернштейн Эммануил Бенционович
Дата создания:1960


Автор работы:
Конюхов Сергей Иванович
Дата создания:1997

реки, #такаязима, #жизненнаясреда, мосты, #ночныеогни, Москва-река

Previous post Next post
Up