Загадка асимметрии фасада гостиницы "Москва"

Jan 03, 2025 22:30

Правая башня главного фасада гостицы на углу с площадью Революции гораздо скромнее и грубее по внешнему убранству, чем левая, на углу с Охотным Рядом. Это странное явление иногда приписывают расслоению авторского коллектива - одну башню будто бы оформил Щусев, другую - Савельев со Стапраном. На самом же деле различие в оформлении башен вызвано причинами гораздо более прозаичными и объективными.



Срезанный торец «Гранд-отеля» перед началом строительства правой башни. 1936 г.

В 1936 году, после сдачи в эксплуатацию первой очереди, бюро по проектированию гостиницы «Москва» под руководством А.В. Щусева, Л.И. Савельева и О.А. Стапрана приступило к работе над проектами дальнейшего строительства гостиницы. Полученное задание предусматривало надстройку «Гранд-отеля» вдоль площади Революции на пять этажей, причем старые гостиничные номера должны были подвергнуться полной реконструкции и получить все необходимые удобства. Для строительства корпуса по площади Свердлова, в котором предполагалось размещение номеров люкс и одноместных, а также театрального зала на 1500 мест, магазинов и даже бассейна, следовало снести гостиницу «Континенталь» и соседнее с ней здание Экспортлеса .



Согласно проекту второй очереди гостиница «Москва» должна была включить в себя старое пятиэтажное здание «Гранд-отеля», выстроенное в 1870-х годах и выходившее главным фасадом на площадь Революции, а торцом - на Манежную площадь.



Гранд-отель, 1900г

Эту торцовую часть требовалось укоротить до новой красной линии улицы Горького. Затем на старых стенах собирались надстроить новые этажи, фасад переоформить, включив таким образом старую коробку в новое здание.



Начаты работы по реконструкции гостиницы «Гранд-Отель».

Работы по перестройке «Гранд-отеля» начали именно с торца, который рассматривался как основание правой башни главного фасада гостиницы. Для этого старые стены нужно было надстроить не на пять, как на остальном протяжении здания, а на целых девять этажей. Оформить это странное сооружение предполагалось в полном соответствии с уже выстроенной левой башней.

Проведенные предварительно расчеты показали, что толщины старых несущих стен (почти в полтора метра) вполне достаточно, чтобы удержать тяжесть надстраиваемых этажей. Однако, когда возводился одиннадцатый этаж, старая кирпичная кладка внизу в простенках между окнами начала расползаться. Работы по надстройке пришлось остановить, уже выложенные части укрепить подпорками.



Гранд отель

После тщательного обследования стен «Гранд-отеля» перед строителями встала нелегкая задача укрепления старого сооружения. Оконные проемы в нижних этажах «Гранд-отеля» заполнили прочной кирпичной кладкой, передав на нее тяжесть надстройки. Тем самым нижняя часть правой башни оказалась почти без окон. Чтобы максимально облегчить нагрузку на ненадежные стены, пришлось серьезно переделать оформление фасада правой башни, убрав с него лоджии, вертикальные тяги, уменьшить количество и размеры горизонтальных поясов. В результате правая башня получила упрощенное оформление и стала резко отличаться от утонченного внешнего вида левой. Так возникла известная асимметрия здания, вызывавшая законное недоумение москвичей и туристов

Недоумение это, в свою очередь, привело к возникновению бесчисленного количества различных версий причин происшедшего - от попыток найти истоки асимметрии в неурядицах взаимоотношений архитекторов-авторов до анекдотов о недоразумении при утверждении чертежей. Как всегда, люди, незнакомые с реальными обстоятельствами дела, взялись выдумывать всякие объяснения, приплетая к месту и не к месту известных лиц. Самый расхожий анекдот гласит, что И.В. Сталину преподнесли на утверждение два варианта оформления башен, совмещенные на одном чертеже. Сталин, не разобравшись, якобы утвердил чертеж в целом, после чего никто не отважился спросить, какой же вариант был выбран, и строительство пошло в соответствии с решением вождя.



Проект второй очереди гостиницы «Москва». Арх. Л.И. Савельев, О.А. Стапран, А.В. Щусев. 1933 г. Так должен был выглядеть надстроенный и переоформленный «Гранд-отель». В левой части чертежа - правая башня главного фасада гостиницы «Москва»

Надо ли рассказывать, что И.В. Сталин не занимался утверждением чертежей даже главных московских зданий. А даже если бы и так, какой уважающий себя зодчий понес бы на утверждение рабочие варианты на одном листе? И наконец, не будь чрезвычайных обстоятельств, А.В. Щусев, конечно, не спроектировал бы столь грубоватого сооружения, как злополучная правая башня. Так что сия незатейливая байка не имеет никакого отношения к действительности.

Самое обидное во всей истории то, что невозможность перестройки «Гранд-отеля» стала очевидной лишь после потребовавшей колоссальных усилий надстройки торцевой части. Выглядевшее внушительным здание оказалось выстроенным так же халтурно, как и большинство московских доходных домов конца XIX - начала XX века. Тем самым оно обрекалось на безоговорочный снос при строительстве следующей очереди «Москвы» (что и произошло в 1970-х годах), и, следовательно, строителям 1930-х было бы гораздо проще не мучиться с укреплением гнилых стен, а сразу снести пресловутый «Гранд-отель». Чтобы прийти к этому выводу, следовало более тщательно выполнить обследование стен старого сооружения.



Вид от Красной площади на улицу Горького. 1938 г. Слева - временно сохранившийся дом Экспортхлеба на будущей Манежной площади, подготовленный к сносу. В центре снимка - торец дома по старой красной линии улицы Горького, также доживающего последние месяцы. Справа - завершенная строительством правая башня гостиницы. Видно, насколько отличается ее нижняя часть от проекта

Но так или иначе, а ошибки строителей XIX столетия удалось исправить, расползающиеся стены укрепить и все-таки надстроить над ними девять этажей угловой правой башни, правда ценой искажения главного фасада гостиницы. К первой очереди добавились помещения общим объемом 120 тысяч кубических метров, 170 новых номеров.

Было и еще одно неприятное последствие включения старой постройки в новое здание. Большая Московская гостиница, как и все ее гостиницы-ровесники, не имела удобств в номерах - ни туалетов, ни ванных комнат, ни даже умывальников. Все это располагалось в коридорах. Первоначально планировалось, что при перестройке удастся изменить внутреннюю планировку, приблизив ее к современным требованиям. Но непрочность старых стен не позволила что-либо менять в структуре здания. Более того, планировка новых, надстраиваемых этажей вынужденно следовала находящимся под ними старым стенам, да и размещать санузлы над жилыми помещениями запрещалось. Поэтому номера в надстроенных этажах правой башни оказались вовсе не такими комфортабельными, как в остальной части гостиницы.



Проект гостиницы «Москва». План типового этажа. 1937 г. Номера в правом крыле здания (реконструированном «Гранд-отеле») проектируются уже без санузлов
В том же 1938 году была наконец завершена отделка комплекса обслуживания, выходящего на Манежную площадь, - большого холла, ресторана, кафе, банкетного зала, кафетерия. Предприятия питания рассчитывались на полную планировавшуюся вместимость «Москвы» - 1200 номеров. Кафетерий, оказавшийся на первом этаже несчастного «Гранд-отеля», получился самым неудачным - тесноватым и низким. Двух залов общей площадью 390 квадратных метров при высоте 3,9 метра было явно недостаточно. Холлы и банкетные залы размещались на втором и третьем этажах, на двенадцатом находилась чайная, и на пятнадцатом - кафе, получившее название «Огни Москвы».

Наученные горьким опытом участвовавшие в строительстве зодчие четко поделили авторство интерьеров новых помещений. Холл, кафетерий, банкетный зал второго этажа, чайная, кафе отделывались по проекту Савельева и Стапрана, банкетный зал третьего этажа, вестибюль, главная лестница, холл и зал ресторана являлись творениями Щусева. Отделку бильярдной и комнаты отдыха выполнили архитекторы П.С. Скулачев и С.Д. Левитан.



Е.Лансере

Орнамент потолков основных помещений исполнил художник Адамович, гигантский плафон ресторана - Е.Е. Лансере. Автором панно в банкетном зале стал художник И.И. Машков



И.И.Машков

Самыми крупными помещениями гостиницы были главный вестибюль и ресторан. Главный вестибюль высотой в два этажа расположился вдоль главного фасада от Охотного Ряда до площади Революции и объединял три входа в гостиницу. Первоначальная жесткая конструктивистская структура помещения (с грубоватыми прямоугольными столбами-колоннами, балконами-переходами) несколько смягчилась в процессе последующего перепроектирования с помощью мелких архитектурных деталей, не имеющих четкой стилевой принадлежности. Однако поставленная цель - добиться нарядности и приветливости вводного помещения - была достигнута. Реализованная отделка вестибюля сделала его одним из наиболее ярких интерьеров постконструктивизма в Москве.

К вестибюлю примыкали помещения обслуживания - почта и телеграф, сберкасса, экскурсионное бюро.



Оформление ресторана проектировалось А.В. Щусевым. Главный зал ресторана занимал три этажа - с третьего по шестой - и имел площадь около 600 квадратных метров. Для придания большего уюта он делился на три части декоративными колоннадами, но при общей богатой внутренней отделке. Колонны и пилястры отделывались искусственным мрамором и искусственным малахитом. Кухня ресторана почти вдвое превышала размеры его зала и имела площадь более тысячи квадратных метров.

Плафон потолка главного зала был создан по эскизам Е.Е. Лансере. Темой росписи стал массовый праздник. На фоне расцвеченного огнями фейерверка ночного неба над посетителями ресторана как бы нависали балконы, заполненные ликующими и веселящимися людьми. По связывающим балконы переходам двигались карнавальные шествия.

Длина плафона составляла 16, ширина - 8 метров. Фигуры приготовившихся к исполнению трюков на трапециях воздушных гимнастов в углах плафона имели длину в 175 сантиметров


Гостиница «Москва». Парадный холл на первом этаже. Арх. Л.И. Савельев, О.А. Стапран

Большой интерес для историка архитектуры представлял плафон банкетного зала. В его кессонах были изображены новейшие и интереснейшие сооружения советской Москвы. Почетное место среди них занимала сама гостиница «Москва», далее шли наземные вестибюли станций метро «Арбатская» и «Кропоткинская», жилой дом на Моховой работы И.В. Жолтовского, библиотека имени В.И. Ленина, шлюзы канала Москва - Волга и другие замечательные здания.

Особое внимание уделили архитекторы отделке номеров. Лучше всего отделывались (с применением ценных пород дерева и искусственного мрамора), конечно, трехкомнатные люксы в составе гостиной, спальни и кабинета и двухкомнатные номера, имеющие гостиную и спальню. Скромнее решались двухместные и одноместные ячейки, составлявшие большую часть номеров, но все они должны были иметь высокий по тем временам уровень комфорта. Люксы получали эркеры и балконы, прочие номера - только балконы. На плоских крышах замышлялся настоящий сад, солярий, площадки для игр и прогулок.

Во всех номерах предусматривался набор удобств. Сегодня он выглядит стандартным, но в те времена еще был редкостью для московских гостиниц: передняя с зеркалом и шкафом для платья и мелкого багажа; санитарный узел с умывальником, ванной или душем, унитазом, полотенцесушителем; репродуктор, кнопочный аппарат для вызова обслуживающего персонала, вытяжная вентиляция, телефон, разнообразное осветительное оборудование.



Гостиница «Москва». Плафон ресторана. Фрагмент



Гостиница «Москва». Фойе
1935-1940

Под стать отделке разрабатывалась и обстановка номеров - для них предусматривались двенадцать различных комплектов мебели. Ее изготавливали либо из ценных пород дерева - груши, ореха, красного бука, чинара, либо покрывали шпоном тех же пород. Шелковая обивка исполнялась по специальным рисункам. Электроарматура соответствовала мебели, ее было запроектировано восемь различных комплектов



Холл гостиницы"Москва"

Особой роскошью отличались номера люкс, расположенные в башне на углу Манежной площади и Охотного Ряда на шестом- девятом и десятом этажах. Каждый из них состоял из трех комнат: гостиной, кабинета и спальни, общей площадью в 97,5 квадратных метра. Гостиная и кабинет составляли одно большое помещение, разделенное широкой аркой с восемью колоннами из искусственного мрамора с сечением в виде пятиконечной звезды и с богатым лепным карнизом. Детали гостиной и кабинета окрашивались в четыре цвета - белый, терракотовый, темно-коричневый и черный. Впечатление изысканности и богатства усиливалось мебелью из темного ореха с инкрустацией и резными деталями.

Двухкомнатные номера состояли из спальни и гостинойкабинета. Гостиная имела большой застекленный эркер и выход на балкон. Рядом с эркером в нише стены размещались полки для книг и секретер из ценных пород дерева[113].

В отделке номеров авторы старались избегать горизонтальных членений, принижающих высоту комнат. Обработку стен составляли высокий плинтус и карниз строгого профиля. Окрашивались стены, как правило, в теплые, светлые тона.

Техническое оборудование номеров предоставляло проживающим максимум удобств и комфорта, чем могли похвастаться лишь лучшие отели столицы. У «Москвы» не было собственной дымившей котельной, которая имелась практически в каждом многоэтажном доме, - тепло в новую гостиницу поступало из теплосети Мосэнерго.

Собственная автоматическая телефонная станция на 1500 номеров позволяла установить телефон в каждом номере, причем в номерах люкс - прямые городские аппараты. Во всех служебных помещениях также имелись телефоны, что обеспечивало высокую оперативность управления.



Гостиница «Москва». Двухкомнатный номер. Гостиная. Арх. Л.И. Савельев, О.А. Стапран

В номерах устанавливались громкоговорители городской радио трансляционной сети, кнопки вызова официанта, горничной и коридорного. При нажатии одной из кнопок у двери номера в коридоре зажигалась лампочка соответствующего цвета. Такого же цвета лампочка зажигалась в дежурной комнате, и одновременно с этим раздавался сигнал зуммера. Если в течение трех минут на вызов никто не откликался, то сигнал поступал дежурному по этажу для принятия мер.

Продолжение следует

Источник "Москва. Великие стройки социализма - Алексей Рогачев"

внутренняя отделка, строительство, история, гостиница Моссовета

Previous post Next post
Up