Четырнадцатиэтажная сталинская высотка действительно огромна, особенно по сравнению с окружающими ее двух-трехэтажными усадьбами XIX века. Композиция дома симметрична, ее центром служит высоченная въездная арка, расположенная в середине главного корпуса и украшенная к тому же масштабными колоннами коринфского ордена.
По центру дома располагается огромная арка, величину которой дополнительно подчеркивают колонны коринфского ордена
Верхнюю часть серединного корпуса выделяет высокая лоджия, состоящая из пяти арок: по традиции, с момента постройки здания, лоджии покрашены в ярко-синий цвет, что весьма необычно для сталинок. На боковых корпусах-«башнях» из украшений только колонны и пилястры, а дом в целом выглядит очень монументально и добротно. Таким его и задумывал архитектор Воробьев, который, правда, не предполагал, что строительство дома затянется на целое десятилетие.
Синие акценты на фасаде задумывались еще на этапе проектирования
Еще один используемый цвет - красный
К его возведению приступили в 1936 году, начав с центральной части здания и завершив ее в 1939 году, а боковые «башни» достраивали уже после Великой Отечественной войны руками немцев-военнопленных вплоть до 1946 года. По легенде, бытующей среди жителей дома, те два корпуса, которые построили военнопленные, сделаны качественнее центральной части дома. Молва так же говорит о какой-то трещине в центральной части дома, построенной до войны: возможно, была допущена какая-то ошибка при строительстве, которую впоследствии исправили. Впрочем, возможно, дело вовсе не в особой дотошности немцев и разгильдяйстве русских, а в военных авианалетах на Москву, когда города активно забрасывали бомбами, и различные повреждения получили многие здания, которые впоследствии пришлось капитально ремонтировать. Как бы то ни было, сейчас дом вполне цел и красив.
Как и все самые красивые здания того периода, его возводили не для «простых смертных», а для военной элиты, из-за чего за постройкой закрепилось имя «дома Наркомата обороны». Особый контингент жителей учли еще на этапе проектирования, привнеся в дом множество удобных функций, не свойственным обычным домам тех лет постройки. Например, квартиры здесь огромные, а их окна выходят на обе стороны (то есть, солнце попадает в каждое жилье всегда, с какой бы стороны оно не светило), что для московских домов большая редкость. Примерно из тех же соображений дом буквально завешан многочисленными балконами, причем в некоторых квартирах балконов даже больше, чем комнат - скажем, пять на четырехкомнатную квартиру. В изначальной планировке дома так же были комнаты для прислуги и «черные» лестницы в подъездах.