Большой Каменный мост

Dec 16, 2024 00:54

В соответствии со сталинским планом реконструкции Москвы надо было построить у стен Кремля новый мост, взамен старого Каменного моста, который был бы целиком увязан с новой архитектурой района, и, в частности, с архитектурой Дворца Советов. При проектировании моста была принята во внимание необходимость не только создать сооружение, достойное социалистической столицы, но и необходимость архитектурно офор
мить его скульптурными группами, отражающими величие сталинской эпохи.




Архитектурный проект моста был создан тт. Щуко, Гельфрейхом и Минкусом. Конструктивный проект был сделан группой инженеров Гормоста, под руководством инженера Калмыкова.



К сооружению Большого Каменного моста приступили
в 1936 году, а к сооружению Малого Каменного моста через водоотводный канал - в 1937 году. Оба расположены по новой городской магистрали ниже старых мостов по течению реки и канала.
Новый Каменный мост имеет в ширину 40 м, из которых 34 м отведено на проезжую часть, покрытую асфальто-бетоном и по 3 м с каждой стороны-на тротуары.





По середине моста проложены два трамвайных пути. По остающейся части проезда можно пропускать по 4 ряда автомашин в каждую сторону. Не подлежит сомнению, что такой мост полностью удовлетворяет и удовлетворит в дальнейшем растущие потребности транспорта нашей столицы.
Мост пересекает Москва-реку косо, под углом в 8 градусов и перекрывает ее одним арочным пролетным строением, состоящим из 6 двухшарнирных металлических арок. С обеих сторон к речному пролету примыкают железобетонные двухшарнирные своды, пролетом 42 м каждый, под которыми проходит уличное движение по набережным: с одной стороны по Кремлевской, с другой - по Софийской. Продолжением сводов на обоих берегах служат железобетонные эстакады. Речные опоры заложены на крепком известняке, на 20-22 м ниже горизонта воды, с по
мощью 6 кессонов, соединенных по 3 на каждом берегу железобетонной плитой. Береговые опоры заложены на
свайном основании. Под каждой опорой забито 1150 железобетонных свай.







Общая протяженность Большого Каменного моста составляет 487 м.
Малый Каменный мост пересекает водоотводный канал под углом в 12 градусов и перекрывает его одним железобетонным бесшарнирным сводом пролетом в 55 м. Это един
ственная в Москве подобная конструкция бесшарнирного свода.
Большой и Малый Каменные мосты соединяются между собою земляной насыпью, высотой около 2 м, имеющей такую же ширину, как и мосты.
Общая протяженность трассы выстроенных мостов 741 м. Большой и Малый Каменные мосты облицованы серым гранитом, причем Большой - «в шубу», а Малый - чистой тески. Это придает фундаментальный вид обоим сооружениям. На опорах речного пролета Большого моста сделаны поперечные выступы, служащие пьедесталами для устанавливаемых скульптур. Под эстакадами Большого Каменного моста будут устроены гаражи, в которых свободно разме
стятся около 300 легковых автомашин. Для входа на мост непосредственно с набережных с каждой стороны Москвареки устроены по две лестницы, облицованные гранитом.









Грандиозность новых Каменных мостов характеризуется следующими об’емами работ, выполненных строителями: земляные работы % тыс. м3, бетон1 в деле - 70 850 м3, сбор
ка 3300 т металлических контрукций речного пролета и установка 2 500 т арматуры. На строительство мостов израсходовано 68 тыс. м3 гравия, щебня и бута, 30 тыс.м3 песка, 19 тыс. т цемента, 26 тыс. м:! леса и пиломатериалов, 6 500 т железа и металлоконструкций и 6 тыс. м3 гранита
Этот огромный об’ем работ был выполнен за полтора года.
Из сопоставления об’емов работ на Каменном мосту с об’емами работ на наиболее крупных железнодорожных мо
стах через Волгу, Днепр и т. д., видно, что об’ем работ в первом случае в 2-2,5 раза больше.
Большой об’ем работ и крайне сжатые сроки потребовали от руководства строительством точного выполнения строго продуманного, детального проекта организации работ и максимального использования механизмов. При составлении проекта организации работ старались добиться упрощения и рационализации, чтобы ускорить темпы и удешевить строительство. Так, например, отметка сооружения береговых опор была запроектирована 117. Под’ем от
метки на 1 м дал возможность сэкономить 250 тыс. рублей, за счет уменьшения об’ема бетона.
На кессонных работах в виде опыта было применено опускание так называемого автоматического, «слепого»*), кессона, что является новинкой в мостостроении. На участке Малого Каменного моста котлован крепили таким мето
дом, который дал также немало экономии; мы применяли вместо забивки деревянных маячных свай забивку 10-дюймовых металлических труб с промежутком 4-5 м друг от друга и крепление забитого шпунта вместо деревянных направляющих брусьев трубами, швеллерами и двутавровыми балками, что позволило обойтись без дерева. Эта замена дерева металлом, который мы затем используем на стро
ительстве 2-й очереди, и обеспечила значительную экономию.
На выемке грунта из котлованов Малого Каменного моста широко применялась гидромеханизация.
Строительство было максимально механизировано: работали экскаваторы типа «Ковровец» и «Комсомолец», гидромониторы, гидроэлеватор. Система мощных транспортеров полностью ликвидировала ручной труд в подаче мате
риалов на бетонный завод и в транспортировании готового бетона к месту укладки. Широкое применение получили пневматические молоты для забивки свай и металлического шпунта, краны, электролебедки для под’ема грузов, механические пресса для резки и гнутья железа, электро-вибраторы для уплотнения бетона, электропилы, электробурава и электросверла на плотничных работах.

















2024г

Результаты применения гидромеханизации для разработки котлованов под опоры Малого Каменного моста крайне эффективны. При четырех рабочих в смену котлован об’е- мом около 4 тысяч м3 был разработан в декадный срок.
Кессоны под опоры речного пролета Большого Каменного моста опускались с помощью сжатого воздуха от уровня воды на глубину 20 м, при чем один кессон опускал
ся частично автоматически, с помощью гидромеханизмов, без наличия людей в камере кессона («слепой» кессон).
Решающим фактором, способствовавшим окончанию всех строительных работ в срок, было стахановское движе
ние, мощно развернувшееся на всей стройке и охватившее огромное количество строителей.

Источник Инженер Г. И. ЗИНГАРЕНКО Начальник строительства
Каменных мостов

мосты Москвы, строительство, история

Previous post Next post
Up